Комментарии к статье 5 Закон о ККТ



Статья 5 Закон о ККТ. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику

1. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны:

осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах;

применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);

выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;

обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию;

производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

2. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал и (или) банкомат, помимо требований, установленных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны:

использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и банкомата, установленную внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа;

осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала и банкомата.

Комментарий к статье 5 Закон о ККТ

Комментарий к статье 5

1. Регистрация ККТ в налоговых органах предусмотрена комментируемой статьей как в качестве самостоятельной обязанности организаций (за исключением кредитных организаций) и индивидуальных предпринимателей, так и в качестве условия исполнения ими другой обязанности — обязанности применять ККТ. Кроме того, регистрация ККТ в налоговых органах предусмотрена ч. 2 п. 1 ст. 4 комментируемого Закона в качестве требования к ККТ, применяемой организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями (см. также комментарий к ст. 4).

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 4), до утверждения Правительством РФ порядка и условий регистрации ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, действует Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденный Приказом Госналогслужбы России от 22 июня 1995 г. № ВГ-3-14/36.

Согласно названному Порядку организации и индивидуальные предприниматели подают заявление по месту регистрации ККМ по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку. К заявлению прилагаются паспорта, на подлежащие регистрации ККМ, и договор об их техническом обслуживании и ремонте центром технического обслуживания или непосредственно предприятием-изготовителем ККМ из числа зарегистрированных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Налоговый орган после проверки достоверности данных, указанных в заявлении организации, не позднее 5 дней с момента подачи заявления производит регистрацию ККМ. Регистрация производится путем внесения сведений о ККМ в Книгу учета контрольно-кассовых машин организаций, ведущуюся налоговым органом по форме, приведенной в приложении 2 к Порядку. Налоговый орган одновременно с регистрацией ККМ выдает организации Карточку регистрации контрольно-кассовой машины в налоговом органе по форме согласно приложению 3 к Порядку, а также возвращает паспорта на регистрируемые ККМ и договор об их техническом обслуживании и ремонте в ЦТО.

В случае необходимости замены действующих ККМ другими либо установки дополнительных машин организация обязана до ввода их в эксплуатацию подать в налоговый орган заявление о регистрации новых машин и снятии с учета зарегистрированных ранее. Налоговый орган производит в 5-дневный срок регистрацию новых и снятие с учета изымаемых из эксплуатации в данной организации ККМ и выдает организации карточки на вновь зарегистрированные в налоговом органе ККМ.

В случае реорганизации, а также во всех иных случаях, когда кассовый аппарат выбывает из обращения в данной организации, он подлежит снятию с учета. При этом организация подает заявление в налоговый орган о снятии с учета ККМ. Налоговый орган, получив заявление организации, производит снятие с учета ККМ, о чем делает отметку в Карточке регистрации контрольно-кассовой машины, которая заверяется подписью должностного лица налогового органа, ответственного за регистрацию, и скрепляется печатью.

По окончании срока применения модели ККМ, указанной в Государственном реестре контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, налоговые органы снимают с учета ККМ этих моделей. При этом организации уведомляются о снятии с учета таких контрольно-кассовых машин за 30 дней до истечения срока их применения.

Карточка регистрации контрольно-кассовой машины хранится в организации по месту установки ККМ в течение всего срока ее эксплуатации, предъявляется по требованию представителей налогового органа и других организаций, осуществляющих контроль за применением ККМ, и возвращается налоговому органу при снятии ККМ с регистрации.

В налоговом органе Карточка регистрации контрольно-кассовой машины хранится в течение трех лет после снятия ККМ с учета.

2. В письме МНС России от 7 сентября 1999 г. № АС-6-16/706 порядок регистрации ККМ в налоговых органах описан следующим образом.

———————————

Справочные правовые системы.

Налоговый инспектор, кассир-операционист и специалист ЦТО снимают показания суммирующих денежных счетчиков кассового аппарата, пробивая итоговый чек. Специалист ЦТО программирует режим ввода пароля налогового инспектора, инспектор вводит цифровой пароль.

В ходе подготовки к регистрации специалистом ЦТО и владельцем ККМ выполняются следующие операции:

проверяется правильность заполнения всех разделов технического паспорта кассового аппарата — дата выпуска, фирма и страна-производитель, дата упаковки, наличие печатей завода-изготовителя или продавца ККМ;

владелец ККМ заполняет в паспорте талон-заявку на ввод ККМ в эксплуатацию;

специалист ЦТО проверяет исправность ККМ, программирует операцию печати на чеке названия предприятия — владельца ККМ, полного заводского номера ККМ, идентификационного номера предприятия — владельца ККМ, опечатывает своим пломбиром, проверяет соответствие программного продукта (для активных ККМ) и заполняет в паспорте раздел «Ввод в эксплуатацию», заверяет его своей подписью с указанием номера удостоверения и скрепляет оттиском пломбира. Если ККМ имеет показания суммирующих денежных счетчиков, то об этом делается запись в техническом паспорте ККМ и в Журнале кассира-операциониста (ф. КМ-4). После заполнения раздела «Ввод в эксплуатацию» специалист ЦТО забирает отрывной талон-заявку из паспорта;

специалист ЦТО вносит запись в паспорт ККМ об установлении средств визуального контроля (голограмм — СВК) и проверяет соответствие программного продукта, индивидуальные номера голограмм, и их названия вносятся в техпаспорт ККМ.

Специалистом ЦТО при вводе ККМ в эксплуатацию программируются операции печатания с заводским номером ККМ, названием предприятия и его идентификационным номером.

После завершения работы по фискализации налоговый инспектор пробивает определенную сумму, чтобы убедиться в исправности ККМ, снимает итоговый отчет за смену или итоги дня и отчет фискальной памяти по паролю налогового инспектора. Убедившись в исправности ККМ, он прилагает снятые отчеты к заявлению предприятия и осуществляет запись в Книгу учета ККМ данного предприятия. В Книгу записываются показания суммирующего счетчика, пароль доступа к фискальной памяти и другие данные в соответствии с разделами, указанными в Книге. Кроме того, необходимые данные, полученные в ходе регистрации, налоговый инспектор заносит в компьютерную программу учета и регистрации ККМ в рамках «Интегрированного комплекса, версия-2» или разработанные инспекциями компьютерные программы по учету ККМ.

3. В комментируемой статье исправность ККТ предусмотрена в качестве условия исполнения организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями обязанности применять ККТ. Одновременно в ст. 4 комментируемого Закона исправность ККТ установлена в качестве условия допуска этой ККТ к применению (см. также комментарий к ст. 4).

В соответствии с п. 4.5 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России 30 августа 1993 г. № 104, при возникновении неисправностей кассир обязан:

выключить кассовую машину;

вызвать с помощью установленной в кабине сигнализации представителя администрации;

совместно с представителем администрации определить характер неисправности;

в случае неясного печатания реквизитов на чеке, невыхода чека или обрыва контрольной ленты совместно с представителями администрации проверить оттиски чека на контрольной ленте, подписать чек (если чек не вышел, вместо него получить нулевой), указав на обороте правильную сумму (рубли прописью, копейки цифрами) и после проверки отсутствия пропусков нумерации подписать места обрыва контрольной ленты;

в случае невозможности дальнейшей работы из-за неисправности кассовой машины кассир совместно с представителем администрации оформляет окончание работы на данной кассовой машине так же, как при окончании смены, с отметкой в «Книге кассира-операциониста» на данную кассовую машину времени и причины окончания работы.

Администрация при невозможности устранения неисправности силами кассира вызывает технического специалиста (механика, программиста, специалиста по электронике, системе управления, связи), сделав соответствующую запись в Журнале учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (форма № КМ-8).

4. Опломбирование ККТ в установленном порядке предусмотрено комментируемой статьей в качестве условия исполнения организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями обязанности применять ККТ. Кроме того, опломбирование ККТ в установленном порядке установлено в ч. 2 п. 1 ст. 4 комментируемого Закона в качестве требования к ККТ, применяемой организациями (кроме кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями (см. также комментарий к ст. 4).

Согласно п. 10 Положения о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации, утвержденного решением ГМЭК от 6 марта 1995 г., Протокол № 2/18-95 (доведено письмом Госналогслужбы России от 16 мая 1995 г. № ЮБ-6-14/276 , вносились изм. и доп.), организации или индивидуальные предприниматели, применяющие ККМ:

———————————

Налоговый вестник. 1995. № 7.

прекращают использование ККМ в случае нарушения пломбы, средств визуального контроля генерального поставщика или ЦТО, неисправности ЭКЛЗ, выявления других неисправностей ККМ, а также наложения запрета налоговыми органами или работниками ЦТО на использование ККМ;

незамедлительно ставят в известность ЦТО о любых неисправностях, включая повреждение пломбы, средств визуального контроля генерального поставщика или ЦТО, обнаруженных в процессе эксплуатации ККМ;

незамедлительно сообщают в налоговые органы о повреждениях пломбы кожуха ККМ или средств защиты фискальной памяти от несанкционированного доступа.

5. Обеспечение надлежащего учета денежных средств при проведении расчетов, предусмотренное комментируемой статьей в качестве условия исполнения организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями обязанности применять ККТ, по сути, дублирует предусмотренное ч. 2 п. 1 ст. 4 комментируемого Закона требование к применяемой ККТ в части наличия фискальной памяти и эксплуатации в фискальном режиме (см. также комментарий к ст. 4).

Согласно п. 5 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением чеки, контрольные ленты и другие документы, предусмотренные техническими требованиями и печатаемые с помощью ККМ в фискальном режиме, должны иметь отличительный признак, указанный в технических требованиях к фискальной (контрольной) памяти. Там же установлено, что применение при осуществлении денежных расчетов с населением ККМ с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти приравнивается к неприменению ККМ.

Порядок применения ЭКЛЗ в ККМ определен в Методических указаниях по применению электронных контрольных лент защищенных в контрольно-кассовых машинах (приложение 4).

Согласно ч. 2 ст. 10 комментируемого Закона применение ККТ без фискальной памяти при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт после 27 декабря 2003 г. не допускается (см. комментарий к ст. 10).

6. Частью 1 п. 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением устанавливалось, что организация, осуществляющая денежные расчеты с населением с применением ККМ, обязана выдавать покупателям (клиентам) чек или вкладной (подкладной) документ, напечатанный ККМ.

При этом согласно ч. 2 указанного пункта на выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе должны отражаться следующие реквизиты:

а) наименование организации;

б) идентификационный номер организации-налогоплательщика;

в) заводской номер ККМ;

г) порядковый номер чека;

д) дата и время покупки (оказания услуги);

е) стоимость покупки (услуги);

ж) признак фискального режима.

На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе, контрольных лентах могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к ККМ, с учетом особенностей сфер их применения.

Согласно п. 4.6.6 Методических указаний по применению электронных контрольных лент защищенных в контрольно-кассовых машинах при оформлении фискального документа (документа, оформляемого ККМ при проведении денежного расчета) в ЭКЛЗ регистрируется следующая информация:

тип кассовой операции (продажа, покупка, возврат продажи, возврат покупки, аннулирование, скидка, наценка) — при проведении каждой кассовой операции из перечисленных. При этом информация по другим типам кассовых операций может быть передана в виде произвольного текста, содержащего дополнительную информацию по учетной единице, кассовой операции или документу в целом;

номер учетной единицы, идентифицирующий отдел, секцию, товар, услугу и т.п., — только для кассовых операций продажи, покупки, возврата продажи, возврата покупки и сторно указанных операций;

количество для учетной единицы — только для кассовых операций продажи, покупки, возврата продажи, возврата покупки и сторно указанных операций;

сумма по учетной единице — для кассовых операций продажи, покупки, возврата продажи, возврата покупки и сторно указанных операций, или по кассовой операции — для кассовых операций скидки, наценки и сторно указанных операций;

дата, время и код кассира-операциониста;

номер КПК и значение КПК.

7. Решением ГМЭК от 8 августа 2000 г., Протокол № 3/57-2000 (доведено письмом МНС России от 1 сентября 2000 г. № ВТ-6-16/713 ), наряду с техническим паспортом (формуляром) ККМ в практику введен специальный паспорт эталонной версии модели контрольно-кассовой машины, удостоверяющий факт соответствия ККМ эталонной версии этой модели.

———————————

Контрольно-кассовые машины. 2000. № 20.

Бланк паспорта версии модели контрольно-кассовой машины утвержден решением ГМЭК от 24 апреля 2001 г., Протокол № 2/61-2001 (форма приведена в приложении 2, доведено письмом МНС России от 24 мая 2001 г. № ВБ-6-16/418 ).

———————————

Справочные правовые системы.

Согласно решению ГМЭК от 25 июня 2002 г., Протокол № 4/69-2002, паспорт версии модели контрольно-кассовой машины, в которой реализована возможность функционирования ЭКЛЗ, должен иметь буквенное обозначение «ЭКЛЗ», которое располагается в поле дисплея, изображенного на паспорте версии модели. Этим же решением утверждены формы бланков дополнительных листов к паспорту версии модели контрольно-кассовой машины согласно приложениям 2 и 3.

8. Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» по согласованию с Минфином России и Минэкономики России утверждены следующие унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККМ:

———————————

Финансовая газета. 1999. № 5.

N КМ-1 «Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины»;

N КМ-2 «Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию»;

N КМ-3 «Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам»;

N КМ-4 «Журнал кассира-операциониста»;

N КМ-5 «Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста»;

N КМ-6 «Справка-отчет кассира-операциониста»;

N КМ-7 «Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации»;

N КМ-8 «Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ»;

N КМ-9 «Акт о проверке наличных денежных средств кассы».

Как сообщило МНС России в письме от 27 августа 1999 г. № ВГ-6-16/685 «Об унифицированных формах первичной учетной документации» , указанные формы отражают необходимую учетную информацию в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ и Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», предусматривают идентификационный номер налогоплательщика, соответствуют современным требованиям учета операций с применением ККМ в торговле и сфере услуг и рекомендуются для практического применения.

———————————

Экономика и жизнь. 1999. № 38.

Порядок оформления документов при применении ККМ с ЭКЛЗ определен в разд. 5 Методических указаний по применению электронных контрольных лент защищенных в контрольно-кассовых машинах, утвержденных решением ГМЭК от 25 июня 2002 г., Протокол № 4/69-2002 (приложение 4).

Как определено в п. 10 Положения о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации, утвержденного решением ГМЭК от 6 марта 1995 г., Протокол № 2/18-95, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККМ:

заключают договоры купли-продажи ККМ с продавцами и договоры на техническое обслуживание и ремонт ККМ с центром технического обслуживания. Договор на техническое обслуживание и ремонт ККМ заключается с ЦТО, в котором приобретена ККМ или который имеет соответствующий договор с продавцом ККМ;

участвуют в пусконаладочных работах и оформлении акта ввода ККМ в эксплуатацию;

организуют ведение, учет, хранение и списание документов, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом ККМ, назначают лиц, несущих персональную ответственность за их хранение.

9. Пунктом 11 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением устанавливалось, что контрольные ленты, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями (клиентами), должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее 5 лет.

В комментируемой статье не говорится о конкретных сроках хранения документации. Законодатель ограничился упоминанием об «установленном порядке». Согласно подп. 8 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги, в течение четырех лет. Представляется, что этой нормой и следует руководствоваться организациям и индивидуальным предпринимателям при хранении документов, связанных с применением ККТ. Однако не следует забывать, что в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации (но не индивидуальные предприниматели) обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет.

———————————

СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369.

Согласно п. 3.7 Методических указаний по применению электронных контрольных лент защищенных в контрольно-кассовых машинах (приложение 4) снятые ЭКЛЗ подлежат хранению у пользователя в течение 5 лет с момента снятия. При этом пользователь должен обеспечить сохранность ЭКЛЗ с зарегистрированной в ней информацией в течение указанного срока, соблюдая установленные в паспорте ЭКЛЗ условия хранения.

10. Порядок проведения замены фискальной памяти контрольно-кассовых машин утвержден решением ГМЭК от 11 октября 2000 г., Протокол № 4/58-2000 (доведено письмом МНС России от 15 ноября 2000 г. № ВБ-6-16/871@ ). Действие указанного Порядка решением ГМЭК от 14 февраля 2001 г., Протокол № 1/60-2001 (доведено письмом МНС России от 20 марта 2001 г. № СВР-6-16/217 ), распространено на случаи заполнения фискальной памяти (при количестве свободных полей для записи сменных отчетов менее 30 и/или отсутствии свободных полей для записи данных о перерегистрации).

———————————

Контрольно-кассовые машины. 2000. № 20.

Справочные правовые системы.



Вы хотите узнать содержание комментария к ст. 5 Закон о ККТ? Всю необходимую информацию по поводу статьи 5 Закон о ККТ Вы найдете на данной странице. Соответствующие сведения помогут Вам понять перечень общественных отношений, урегулированных статьей 5 Закон о ККТ и принять правильное решение.

Ссылки на статью 5 Закон о ККТ с комментариями

HTML-код ссылки на комментарий к ст 5 Закон о ККТ для сайтов и блогов
BB-код ссылки на комментарий к ст 5 Закон о ККТ для форумов
Прямая ссылка на комментарий к ст 5 Закон о ККТ для социальных сетей и электронной почты

Если по Вашему мнению статья 5 Закон о ККТ с комментариями не является актуальной, или у Вас есть дополнения и к приведенному тексту, просим Вас написать об этом администратору сайта.

Также обращаем Ваше внимание на то, что мы оптимизируем данную страницу не только по правильному запросу статья 5 Закон о ККТ, но и по ошибочному cnfnmz 5 pfrjy j rrn.

По этой причине не стоит переживать если Вы в поисковой системе вместо 5 Закон о ККТ случайно ввели cnfnmz 5 pfrjy j rrn Вы все равно найдете необходимую информацию на данной странице.

Информация по данной странице

  • Название: Статья 5 Закон о ККТ с комментариями. Комментарий к ст 5 Закон о ККТ;
  • Описание: На сайте представлена статья 5 Закон о ККТ с комментариями;
  • Ключевые слова: статья 5 Закон о ККТ, ст. 5 Закон о ККТ, Статья 5 Закон о ККТ. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику, с комментариями, комментарии, комментарий, с комментарием.