Комментарии к статье 7 Закон о ККТ



Статья 7 Закон о ККТ. Контроль за применением контрольно-кассовой техники

1. Налоговые органы:

осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона;

осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;

проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона.

2. Органы внутренних дел взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении последними указанных в настоящей статье контрольных функций.

3. Утратил силу.

Комментарий к статье 7 Закон о ККТ

Комментарий к статье 7

1. Как уже упоминалось (см. комментарий к ст. 1), сфера действия комментируемого Закона четко не обозначена. В связи с этим возникает вопрос о том, распространяются ли на осуществление контроля за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований комментируемого Закона положения Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» .

———————————

СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3436.

Ответ дан в письме МНС России от 21 декабря 2001 г. № ШС-6-14/967 применительно к проведению контроля требований Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением».

———————————

Экономика и жизнь. 2002. № 17.

С одной стороны, комментируемый Закон (как и ранее действующий Закон РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением») не является актом законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, контроль за соблюдением его требований не относится к налоговому контролю, на проведение которого не распространяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Однако, с другой стороны, в ст. 2 данного Федерального закона определено, что в целях этого Закона под государственным контролем (надзором) понимается проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Государственный контроль за соблюдением законодательства о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт включает контроль за соблюдением требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения, а также контроль полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей. Указанный контроль не включает в себя мероприятия по проверке соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований к товарам (работам, услугам), что не соответствует понятию «государственного контроля», используемого в целях Федерального закона № 134-ФЗ.

Таким образом, указанный Федеральный закон не распространяется на контрольные мероприятия, проводимые налоговыми органами в целях проверки соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

2. Контрольные функции, возложенные на налоговые органы в соответствии с п. 1 комментируемой статьи, продублированы внесением дополнений в п. 1 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах» (с изм. и доп.), согласно которым налоговым органам предоставлены соответствующие права (см. комментарий к ст. 9).

3. Административная ответственность за нарушение требований комментируемого Закона предусмотрена ст. 14.5 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин» КоАП РФ, согласно которой продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях ККМ влечет наложение административного штрафа:

на граждан — в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда;

на должностных лиц — от 30 до 40 МРОТ;

на юридических лиц — от 300 до 400 МРОТ.

Следует отметить две существенные особенности применения ст. 14.5 КоАП РФ в условиях действия комментируемого Закона:

в комментируемом Законе довольно четко обозначено, что административные штрафы за его нарушения налагаются только на организации, а также на индивидуальных предпринимателей (см. также комментарий к ст. 9). Однако ст. 14.5 КоАП РФ допускает возможность привлечения к административной ответственности также и физического лица, под которым, в частности, можно понимать работника организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги. На возможность привлечения физического лица (продавец, кассир и т.д.) к административной ответственности за нарушение законодательства о применении ККМ указывал Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 1 Постановления от 4 августа 1999 г. № 10. Учитывая, что комментируемый Закон не является и не может являться актом законодательства об административных правонарушениях, следует признать, что возможность привлечения физического лица к административной ответственности за неприменение ККМ существует;

комментируемый Закон не внес изменений в КоАП РФ. Соответственно, для организаций и индивидуальных предпринимателей, а также их работников административная ответственность установлена за неприменение ККМ, но не ККТ. Видимо, законодатель подразумевает, что организации (кроме кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели применяют ККМ (см. комментарий к ст. 1), а кредитные организации — иные виды ККТ (об административной ответственности кредитных организаций см. ниже). В любом случае, применение в установленном комментируемым Законом порядке ККТ иного вида, нежели ККМ, не влечет наступление ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ.

Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5 КоАП РФ, уполномочены:

органы внутренних дел (милиция) (ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ, см. ниже);

налоговые органы — только в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения ККМ (ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ);

органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (ч. 1 ст. 23.49 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица перечисленных органов полномочны также составлять Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 23.5 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени налоговых органов вправе:

руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, его заместители;

руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в субъектах Российской Федерации, их заместители;

руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах.

Перечень должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, занимающих государственные должности федеральной государственной службы в Министерстве РФ по налогам и сборам и его территориальных органах, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, направлен письмом МНС России от 17 декабря 2002 г. № ВГ-6-06/1948 .

———————————

Справочные правовые системы.

4. Рассматривая ст. 14.5 КоАП РФ, нельзя не отметить следующую ее особенность.

Абзац 2 ч. 1 ст. 7 Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» предусматривал, что предприятие, ведущее денежные расчеты с населением без применения ККМ, подвергается штрафу в 350-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда. Статья 14.5 «Продажа товаров без документов» КоАП РСФСР предусматривала наложение на граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за неприменение при продаже товаров на предприятиях торговли ККМ штрафа в размере от 50 до 100 МРОТ.

Конституционный Суд РФ, признав неконституционность положения абз. 2 ч. 1 ст. 7 Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», в мотивировочной части Постановления от 12 мая 1998 г. № 14-П указал следующее:

законодатель не мог за одно и то же деяние устанавливать неравные виды ответственности (санкции) для предпринимателей в зависимости от того, в какой разрешенной законом форме они осуществляют предпринимательскую деятельность — в форме юридического лица или без образования юридического лица;

столь большой штраф за данное правонарушение может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права частной собственности.

Однако доводы Конституционного Суда РФ не помешали законодателю дифференцировать штраф применительно к гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам (от 15 до 20, от 30 до 40, от 300 до 400 МРОТ, соответственно) и предусмотреть еще больший верхний предел штрафа — 400 МРОТ.

5. С учетом судебной практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», разъяснения по которой даны в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 августа 1999 г. № 10, а также позиции МНС России, выраженной в письме от 14 августа 2002 г. № АС-6-06/1243@ , представляется, что неприменением ККТ, влекущим административную ответственность, предусмотренную ст. 14.5 КоАП РФ, является:

———————————

Экономика и жизнь. 2002. № 38.

применение модели ККТ, не включенной в Государственный реестр, что является нарушением п. 1 ст. 2 и п. 1 ст. 3 комментируемого Закона;

невыдача при оказании услуг соответствующих бланков строгой отчетности организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт в соответствии с установленным порядком без применения ККТ (нарушение п. 2 ст. 2 комментируемого Закона);

применение ККТ, не соответствующей предъявляемым к ней требованиям, что является нарушением п. 1 ст. 4 и ст. 5 комментируемого Закона.

Следует отметить, что требования к применяемой ККТ содержатся непосредственно в комментируемом Законе (ч. 2 п. 1 ст. 4 и ст. 5), а также должны быть определены в соответствии с ч. 1 ст. 4 комментируемого Закона Правительством РФ. Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, в котором определены требования к применяемым ККМ, утверждалось Правительством РФ во исполнение ранее действующего Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением». В связи с этим до принятия Правительством РФ соответствующего нормативного правового акта представляется проблематичным привлечение к административной ответственности за применение ККТ, не соответствующей требованиям ч. 1 ст. 7 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (см. комментарий к ст. 4).

6. Неисполнение организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, применяющими ККТ, предусмотренной ст. 5 комментируемого Закона обязанности выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки одновременно является нарушением п. 20 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55, и влечет наступление административной ответственности, предусмотренной ст. 14.15 «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров» КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.15 КоАП РФ, согласно ч. 1 ст. 23.49 КоАП РФ рассматривают органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей. В соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.15 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (ч. 1) и должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 2).

МНС России в письме от 14 августа 2002 г. № АС-6-06/1243@ предписало налоговым органам фиксировать правонарушения, предусмотренные ст. 14.15 КоАП РФ, в акте проверки и направлять этот акт в органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей или органы внутренних дел.

7. При проведении проверок соблюдения законодательства РФ о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт могут быть выявлены признаки налоговых правонарушений, в частности, предусмотренных ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» или ст. 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога» Налогового кодекса РФ.

Установленный ст. 101 Налогового кодекса РФ порядок производства по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, предусматривает вынесение решения по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки. Документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 100 НК РФ должны быть указаны в акте выездной налоговой проверки, составляемом в установленной форме уполномоченными должностными лицами налоговых органов.

Однако предусмотренные п. 1 комментируемой статьи проверки не являются налоговыми проверками, т.е. проводимыми в рамках налогового контроля. Соответственно, организации и индивидуальные предприниматели по результатам проверок соблюдения законодательства РФ о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт к налоговой ответственности привлечены быть не могут. Выявленные при проведении предусмотренных п. 1 комментируемой статьи проверок признаки налоговых правонарушений могут быть учтены при проведении в соответствии с установленным НК РФ порядком выездных налоговых проверок.

Методические рекомендации по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки в банки, уплаты налогов и других поступлений в бюджеты Российской Федерации утверждены письмом Банка России от 18 августа 1993 г. № 51 и Госналогслужбой России № ВЗ-6-13/272 .

———————————

Контрольно-кассовые машины. 1995. № 2.

8. Согласно Перечню направлений деятельности отделов инспекций, утвержденному Приказом МНС России от 27 декабря 2002 г. № БГ-3-25/752 «О Типовой структуре инспекций МНС России с предельной численностью свыше 100 единиц» , такие направления деятельности, как регистрация, снятие с учета и другие работы по учету ККМ в денежных расчетах с населением, обеспечение контроля за исполнением законодательства о применении ККМ в денежных расчетах с населением, проверка полноты учета выручки с использованием ККМ, входят в функции отдела оперативного контроля инспекции МНС России. Производство, участие и юридическое сопровождение дел о нарушениях законодательства о применении ККМ осуществляет юридический отдел.

———————————

Справочные правовые системы.

В Типовом положении об отделе оперативного контроля инспекции МНС России по району, району в городе, городу без районного деления и межрайонного уровня с установленной предельной численностью работников свыше 100 единиц, утвержденном Приказом МНС России от 11 марта 2003 г. № БГ-3-25/113 (приложение 12), определены: общие положения, основные задачи Отдела, основные функции Отдела, полномочия Отдела и руководство Отделом.

———————————

Справочные правовые системы.

9. В статье 5 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» закреплено, что органы МВД России обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных Законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.

Следует отметить, что в связи с вступлением в силу с 1 июля 2003 г. Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ , внесшего изменения и дополнения в КоАП РФ, органы внутренних дел (милиция) наделены полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5 КоАП РФ. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ рассматривать указанные дела от имени органов внутренних дел (милиции) вправе начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) милиции, их заместители.

———————————

Российская газета. 2003. № 126.

10. Как установлено в ст. 56 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

Согласно ст. 73 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные названным Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.

Статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусмотрено, что в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до 6 месяцев. В указанной статье также предусмотрены санкции, которые Банк России вправе применять в случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков).

Кроме того, в соответствии с п. 81 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица Банка России вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.26 «Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности» КоАП РФ. Часть 2 ст. 15.26 КоАП РФ предусматривает за нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований вынесение предупреждения или наложение административного штрафа в размере от 100 до 300 минимальных размеров оплаты труда. Исходя из положений ст. 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.26 КоАП РФ, рассматривают:

судьи районных судов — в случае, если производство по делам осуществляется в форме административного расследования;

мировые судьи — в остальных случаях.



Вы хотите узнать содержание комментария к ст. 7 Закон о ККТ? Всю необходимую информацию по поводу статьи 7 Закон о ККТ Вы найдете на данной странице. Соответствующие сведения помогут Вам понять перечень общественных отношений, урегулированных статьей 7 Закон о ККТ и принять правильное решение.

Ссылки на статью 7 Закон о ККТ с комментариями

HTML-код ссылки на комментарий к ст 7 Закон о ККТ для сайтов и блогов
BB-код ссылки на комментарий к ст 7 Закон о ККТ для форумов
Прямая ссылка на комментарий к ст 7 Закон о ККТ для социальных сетей и электронной почты

Если по Вашему мнению статья 7 Закон о ККТ с комментариями не является актуальной, или у Вас есть дополнения и к приведенному тексту, просим Вас написать об этом администратору сайта.

Также обращаем Ваше внимание на то, что мы оптимизируем данную страницу не только по правильному запросу статья 7 Закон о ККТ, но и по ошибочному cnfnmz 7 pfrjy j rrn.

По этой причине не стоит переживать если Вы в поисковой системе вместо 7 Закон о ККТ случайно ввели cnfnmz 7 pfrjy j rrn Вы все равно найдете необходимую информацию на данной странице.

Информация по данной странице

  • Название: Статья 7 Закон о ККТ с комментариями. Комментарий к ст 7 Закон о ККТ;
  • Описание: На сайте представлена статья 7 Закон о ККТ с комментариями;
  • Ключевые слова: статья 7 Закон о ККТ, ст. 7 Закон о ККТ, Статья 7 Закон о ККТ. Контроль за применением контрольно-кассовой техники, с комментариями, комментарии, комментарий, с комментарием.