Франкенштейн (1931)

Frankenstein (1931) 18+


О фильме

Доктор Франкенштейн решил сыграть в азартную игру с жизнью и смертью, создав жуткое чудовище из частей тела, позаимствованных у мертвецов.

Подробная информация

Слоган A Monster Science Created - But Could Not Destroy!
Страна США
Жанр ужасы, фантастика
Бюджет $291 000
Сборы в США $12 000 000
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 21 ноября 1931
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 16
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 16 лет
MPAA
mpaa
Время 70 мин. / 01:10
Рейтинг Кинопоиска 7.586 / 1781
Рейтинг IMDB 8.00 / 33 416
Рейтинг мировых критиков 100
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Первоначально планировалось, что роль Чудовища сыграет Бела Лугоши, а фильм будет ставить Роберт Флори. Однако Флори быстро выбыл из проекта, а приглашённый вместо него Джеймс Уэйл быстро разошёлся с Лугоши во взглядах на постановку. После первых же проб Лугоши отказался от участия в фильме, заявив, что роль без слов ему неинтересна и что он не хочет подолгу гримироваться. В итоге Уэйл нашёл для этой роли Бориса Карлоффа, чья работа в фильме стала классической и сделала актёра новой звездой фильмов ужасов.
Роль Чудовища предлагалась также Джону Кэррадайну, однако он отклонил её, посчитав свой уровень мастерства слишком высоким, чтобы играть монстров.
Карлофф сам предложил мастеру по гриму Джеку Пирсу убрать из его рта боковой зубной протез, чтобы щёки монстра были более впалыми.
Каждое утро Карлоффу предстояло гримироваться в течение трех с половиной часов; на снятие грима после съемок уходило еще полтора часа.
Грим и костюм Чудовища весили вместе около 24 килограммов.
Внешний вид Чудовища до премьеры фильма держали в строжайшем секрете. Если Карлоффу приходилось днем передвигаться в гриме по территории студии за пределами павильона, на голову ему надевали наволочку с отверстиями для глаз. Обеды ему приносили из столовой прямо на съемочную площадку.
Карлофф опасался сниматься в сценах, когда над ним сверкают электрические разряды. В этих сценах его подменял, закрыв лицо, создатель электрической машинерии для фильма Кен Стрикфаден. Кстати, созданная им аппаратура сохранилась и позже была использована при съёмках пародийной комедии Мела Брукса «Молодой Франкенштейн» (Young Frankenstein, 1974).
Сцена, в которой Чудовище бросает девочку в воду, была вырезана из прокатной версии фильма по требованию цензуры как слишком жестокая. В дальнейшем фильм также подвергся ряду сокращений. Однако, удалённые материалы сохранились и версия, которая в настоящее время издаётся на видеоносителях, практически полностью соответствует первоначальному монтажу.
Фильм, по мнению продюсеров, получился настолько страшный, что они настояли на добавлении вступительного эпизода, в котором Эдвард ван Слоун предупреждал зрителей, что слабонервным лучше покинуть зал, а кто останется, тот пусть в случае чего пеняет на себя.
В титрах фильма имя автора исходного романа указано как «Миссис Перси Б. Шелли» (Mrs. Percy B. Shelley).
В списке действующих лиц и исполнителей в начале фильма вместо имени Карлоффа против роли Чудовища помещён большой вопросительный знак. Имя Карлоффа как исполнителя этой роли указано в финальных титрах.
Созданный Джеком Пирсом грим и образ чудовища защищены специальным патентом и будут находиться в исключительном распоряжении Universal Pictures до 2026 года.
Создатель грима Джек Пирс для создания образа Франкенштейна изучал древние техники погребения и анатомию, а срезанная макушка головы появилась из-за того, что Пирс считал, будто так Франкенштейну будет удобнее напрямую пересаживать мозг своему чудовищу.
В главных ролях Борис Карлофф, Эдвард Ван Слоун, Фредерик Керр, Лайонел Бельмор, Мэрлин Харрис, Тед Биллингс, Дуайт Фрай, Мэй Кларк, Джон Боулс, Колин Клайв
Роли дублировали
Режиссер Джеймс Уэйл
Сценарий Мэри Шелли, Джон Л. Болдерстон, Пегги Уэблинг
Продюсер Е.М. Эшер, Карл Лемли мл.
Композитор Бернхард Каун, Джузеппе Бечче
Художник Чарльз Д. Холл
Монтаж Кларенс Колстер
Оператор Пол Ивано, Артур Идисон
Участники съемочного процесса Инес Паланге, Мэри Шелли, Майкл Марк, Френсис Форд, Эллинор Вандервеер, Борис Карлофф, Эдвард Ван Слоун, Мэри Гордон, Полин Мур, Гаррет Форт, Фредерик Керр, Бернхард Каун, Пол Панцер, Джузеппе Бечче, Джеймс Уэйл, Роберт Флори, Лайонел Бельмор, Мэрлин Харрис, Джон Л. Болдерстон, Кларенс Колстер, Е.М. Эшер, Карл Лемли мл., Тед Биллингс, Дуайт Фрай, Сесил Рейнольдс, Пол Ивано, Арлетта Дункан, Френсис Эдвард Фараго, Сесилия Паркер, Пегги Уэблинг, Джон Расселл, Роуз Пламмер, Мэй Кларк, Артур Идисон, Чарльз Д. Холл, Джон Боулс, Соледад Хименес, Колин Клайв

Страны производства фильма

  • США (21 ноября 1931) - 0
  • США (4 декабря 1931) - 0
  • Австрия (1932) - 0
  • Турция (1932) - 0
  • Испания (6 марта 1932) - 0
  • Франция (17 марта 1932) - 0
  • Ирландия (3 апреля 1932) - 0
  • Япония (15 апреля 1932) - 0
  • Германия (18 мая 1932) - 0
  • Уругвай (23 июля 1932) - 0
  • Мексика (27 июля 1932) - 0
  • Италия (Август 1932) - 0
  • Италия (16 сентября 1932) - 0
  • Швеция (28 ноября 1932) - 0
  • Португалия (10 января 1933) - 0
  • Гонконг (15 июня 1933) - 0
  • США (1 июня 1947) - 0
  • Австрия (5 июля 1957) - 0
  • Португалия (2 апреля 1976) - 0
  • Финляндия (10 июня 1998) - 0
  • США (15 февраля 2013) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

19-й век, Английская литература, Барон, Без музыки, Ветряная мельница, Возвращение к жизни, Горбун, Горящее здание, Готика, Готический хоррор, Гроза, Девочка, Деревня, Доктор Франкенштейн, Затворник, Известная реплика, Имя персонажа в оригинальном названии, Кладбище, Лаборатория, Лекционный зал, Любовь, Мертвый ребенок, Месть, Мозг, Молния, Монстр, Монстр в качестве жертвы, Монстр Франкенштейна, Монстры «Юниверсал», Мутант, Назидательная история, Наука выходит из под контроля, Не получившийся эксперимент, Неистовство, Огонь, Ограбление могил, Озеро, Оригинальное название из одного слова, Отношения создателя и создания, Падение с высоты, Пересадка мозга, По мотивам пьесы, По мотивам романа, Покушение на убийство, Ребенок в опасности, Свадьба, Свернутая шея, Сельский житель, Смерть ребенка, Создание (тварь) в центре событий, Сумасшедший ученый, Толпа, Убийство, Удушение, Утопление, Утопление кого-то, Факел, Франкенштейн, Цветок, Часть тела, Человек без имени, Эксперимент, Электричество, Эпилепсия

Рецензии пользователей

Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии Один из первых фильмов про Виктра Франкенштейна, полусумашедшего ученого создавшего монстра из фрагментов человеческих тел. По праву вошел в историю как один из родоначальников жанра хоррор и подарил миру одного из самых известных киношных монстров.

Пощекотать нервы современному зрителю фильм конечно не сможет — павильонные съемки, символичные специальные эффекты, чрезмерно пафосные диалоги — все-таки возраст картины дает о себе знать.

Однако не стоит забывать, что в арсенале кинематографистов того времени еще не было тех технических средств, с помощью которых нас пугают современные хоррор-мейкеры. Но для настоящих киноманов, первый фильм о Франкенштейне — это настоящая сокровищница образов и сцен, из которых собственно и возник жанр, такой каким он является сейчас.
Оценка 1
Заголовок Хоррор и кино: Классика, часть 10
Текст реценизии Ещё до того, как объектами классического спора «кто круче» стали Бэтмен и Супермен, Шварценеггер и Сталлоне, Чужой и Хищник или другие популярные герои ХХ века, в 30-ых годах самый главный заруб случился между Дракулой и Франкенштейном, Карлоффом и Лугоши. Вообще-то, они как 2 стороны одной монеты — являются одним целым и при этом разведены по разным полюсам. Дракула — изысканный румынский аристократ, чья история начитывает несколько столетий, а напротив него — дитя нового, машинного века, созданный по подобию человека из мертвых, сшитый толстыми нитками Франкенштейн. Один наслаждается властью над людьми, другой сам порой их пугается. Один облюбовал старинное поместье, другому по душе затхлая лаборатория. Один — аккуратен, величав и, с какой-то стороны, даже благороден, другой — на первый взгляд недалеко ушел от дикого животного.

Но сколько бы не было между ними различий, они навсегда останутся альфа и омега хорроров, тем базисом, на котором все строилось. Не будь бы их, их литературных образов, созданных Стокером и Шелли, возможно, в течение XX-го столетия дети не увидели бы и половины своих ночных кошмаров, не были бы созданы Джейсон и Фёдор Крюков. Да что там говорить, я практически уверен, что у нас бы не было того жанра ужасов, который мы все знаем. Они принесли в слово «монстр» то значение, которое мы вкладываем сейчас. И их влияние на историю кино уже невозможно не отметить.

Про студию Universal я уже написал не один десяток лестных слов, но они почему-то все равно находятся. Ведь это был довольно рисковый коммерческий ход, вложить свои средства в производство таких фильмов. Тому было несколько причин. Во-первых, на дворе, начало 30-х, и наблюдать за десятком трупов в фильмах консервативная публика ещё не была готова. Во-вторых, великая депрессия. Кому какое дело до того, какие страхи показывают на экране, если рядовой американский зритель их каждый день видел в избытке на улицах. И в-третьих, это была новая, неизведанная ниша в кино, и никто не знал, насколько она окажется успешной. Фильм может быть каким угодно при одном условии — он должен быть прибыльным. Но за феноменальным стартом «Дракулы» руководство студии было решено не мешкать и дать зрителям то, чего они хотят — страхов. Выбор пал на классическую готическую прозу Мэри Шелли, которая идеально подходила для экранизации. По своей форме, «Франкенштейн, или Современный Прометей» очень удобно подходил для адаптации сценария и обладал ещё одной особенностью. Те, кто посмотрят и «Дракулу» и «Франкенштейна» заметят, как много между ними общего именно в кинематографическом смысле. Образно говоря, Universal Pictures создали ремейк своей необычайно успешной картины.

Было только одно «но». Бела Лугоши категорически отказался сниматься в роли чудовища Франкенштейна, то ли из-за безмолвности этого персонажа, то ли на волне своей популярности решил не размениваться на несколько вторичные картины. В любом случае, решение спорное и двойственное. С одной стороны, забери Бела эту роль себе, возможно, все бы в его карьере и жизни сложилось удачно, и он бы не закончил свой путь опиумным наркоманом, снимающимся у Эда Вуда в «Невесте монстра». Хотя их тандем получился одним из самых необычных и странных в кино, внеся и свою долю в мировую культуру. С другой стороны, никто бы не увидел равноценного, не менее, таланта Бориса Карлоффа, а Лугоши не ассоциировал бы себя с Дракулой настолько, что в завещании попросил его похоронить себя в самом известном образе.

И все же назначение на главную роль Карлоффа — большая удача для всего кинематографа. Актер полностью сумел раскрыться в кино именно после блистательной роли в «Франкенштейне». Даже во внешнем плане он очень совпал со своим героем, взгляните просто на его худое, скулистое лицо. Его взгляд на персонажа представил чудовище именно таким, как его сейчас все привыкли видеть: грубый, неотесанный, агрессивный и мычащий кусок сшитой человеческой плоти, накопанной из могил. Поведение, жесты, походка и особенно глаза стали визитной карточкой этого монстра. Несмотря на то, что торговая марка «Франкенштейн» насчитывает множество ремейков, сиквелов и даже кроссоверов, никому из актеров не удалось даже не десятую часть подобраться к Борису. Даже Роберт Де Ниро уходит в темную, глубокую тень от угловатой фигуры образца 1931 года.

После вступительного слова одного из флагманов Universal Лемле младшего, по своей сути, являющееся цензурной реликвией своего времени, зритель перемещается в ту туманную, сырую, могильную атмосферу страха, пронизывающую весь фильм. Даже спустя 80 лет от неё никак не избавиться, что уж говорить о неподготовленных зрителях на премьерах? Описывать сюжет, актерскую игру, режиссерские находки не имеет никакого смысла, это то, что нужно просто видеть. Но никак нельзя не упомянуть отдельно тот момент, когда монстр бросает маленькую девочку в реку. Пожалуй, это одна из самых выразительных, ярких, запоминающихся сцен во всем черно-белом кинематографе. То, что происходит все 70 минут хронометража, сильно урезанных киноцензорами, является темной стороной кино. Той, которая так тянет к себе и которую, увидев один раз, забыть не получиться.

P.S. На тот спор, о котором говориться в первом рассказе, зрители получили ответ в году так 1938, когда демонический дует украсил афиши примерно с таким содержанием: «Отважитесь ли вы увидеть их вместе? «Дракула» с Белой Лугоши и «Франкенштейн» с Борисом Карлоффом.»
Оценка 1
Заголовок Праотец жанра ужасов
Текст реценизии Здравствуйте. Мистер Карл Леммле решил, что прежде чем представить этот фильм необходимо предупредить вас. Мы расскажем вам историю о Франкенштейне — учёном, который хотел создать человека по своему образу и подобию, не претендуя на лавры Господа. Эта одна из самых странных историй. В ней затронуты два самых больших таинства в мире: жизнь и смерть. Думаю, она понравиться вам. Она может шокировать вас, и даже напугать до смерти. Так что если вы готовы подвергнуть свою нервную систему такому испытанию, то желаем вам удачи. Ну что ж, мы вас предупредили.

Такими словами, от улыбчивого человека в смокинге начинается это кино. И пусть сейчас, через 75 лет, эта речь звучит немного наивно, говоря очень и очень мягко, зато она обладает потрясающим по взаимодействию эффектом, погружающим в атмосферу того времени, когда поход в кино был высококультурным мероприятием. Где сейчас можно увидеть такое вступление?

Лично я не удивлён, что именно бессмертная история Мэри Шелли о Франкенштейне стала одним из самых первых фильмов ужасов. Здесь имелся смысл, рассматривались такие интересные варианты, как насколько человек может приблизится в творцу, кто в праве дарить жизнь и вытекающие. Ведь сейчас всё сводится к тупой расчленёнке, вроде Фрэдди или Джейсона, которых смотреть даже не то, что страшно, а сколько противно. Фу.

Представьте себе реакцию зрителей того времени на фильм ужасов! В XXI веке никто даже на момент не испугается, а вот тогда это было действительно страшно, ведь не зря создатели добавили предупреждение для слабонервных.

Всё же возраст берёт своё. В наше время Франкенштейн может заинтересовать только любителей ретро кино. Хотя стоит отметить, что лента смотрится легко, а порой даже так захватывающе, что остаётся лишь удивляться. Да и тот факт, что экранного времени всего 71 минута так же выделяется.

Актёры конечно явно оставляют желать лучшего. Всё же уровень не тот. За исключением одного но. Это но — Борис Карлофф. Такого монстра я ещё не видел. Да и навряд ли увижу. Талантище! Так изобразить чудовище, при этом не используя слова, а только одно мычание и нечленораздельные хрипы, жесты, походку может только истинный талант.

И пусть здесь довольно посредственные съемки, камера постоянно статична, корявые монтажные склейки и в кадре нет постоянного буйства спецэффектов, зато этот фильм берёт своё совершенно другим. Хотите убедиться? Приятного просмотра.

Уважьте дедушку. Меньше чем 9 из 10 он не заслуживает.
Оценка 3
Заголовок Frank`n`stein
Текст реценизии Пожалуй, главный недостаток «Франкенштейна» — он старый. То, что увидит современный зритель в этом образцово-показательном ужастике первой половины прошлого века — горстка киношной пыли. Не то что многие сцены, но весь фильм ничем не удивляет ничем: сюжет линейный, персонажи однотипны и вообще, смотреть, этот так называемый фильм ужасов совсем не страшно. Совы как раз те, кем они кажутся. И плевать, что по тем временам все эти решения были новаторскими. Все эти факты давно погребены в архивах Юнивёрсал. Но в то же время именно старость и служит главным достоинством этого фильма. Волшебная приставка ретро обеспечивает алиби, оставляя фанатам жанра ужасов по всему миру на выбор только два варианта: либо ты посмотришь, откуда берут истоки твои любимые хорроры, и обязательно восхитишься минимализмом, либо не посмотришь и будешь недостойным считаться ценителем жанра. Жестокое, жестокое ретро.

На самом деле «Франкенштейн» ужастик настолько, насколько Мэри Шелли мужчина. По степени надуманности причисления к жанру он уступает только «Уродцам» Тода Броунинга. В 30-х годах, несмотря на приличный уже возраст синема, ещё не все были готовы в тёмном зале на белом фоне увидеть откровения, разрушающие в хлам их принципиально консервативные взгляды. Таким образом, даже такая простейшая, ставшая уже классикой и баяном, мораль типа «Неважно, какой человек снаружи, важно, какой он внутри» едва доходила до разума зрителя. Легче было смотреть на невероятно мрачный грим на угрюмом лице Борьки Карлоффа и пугаться. Вот и бедняга Франкенштейн, непонятый людьми по обе стороны экрана, стал символом зла, хотя, безусловно, хотел бы наоборот.

А ему, впрочем, и так неплохо. Образ-то поистине культовый и значимый не только для киноужасов, но и для массовой культуры, на много лет вперёд сформировавший представление об этом персонаже. Добродушный монстрик Фрэнки стал, сам того не зная, праотцом всех страшилок про ужасных созданий, отличных от вампиров, поскольку они из другой оперы. Франкенштейн — глава всех монстров и маньяков, поддерживающих концепцию убийства ради убийства. Именно так, ведь даже несмотря на смягчающие обстоятельства, новорождённый труп убивал с единственной целью: просто так. А слабоумие, самозащита и страх не могут быть оправданиями для настолько страшных преступлений. Наверное, это и пугало больше всего. Представишь только, что где-то бродит кусок мёртвой плоти, убивает людей безнаказанно и даже не понимает этого, как сразу плохо становится. А то, что он в душе добрый, дело уже десятое.

Вот она — первая ступень развития фильмов ужасов. Страх внешний, вполне осознанный. Боязнь банальной физической расправы, при хорошо развитом воображении или же плохом разграничении реальности и вымысла. Джеймс Уэйл не играет с подсознанием, не вытаскивает на свет из недр души каких-либо фобий, кроме, пожалуй, ксенофобии, не даёт получить удовольствие от жестокости. Для того, чтобы свести кого-то с ума, всего-то достаточно только показать кого-то страшного и намекнуть, что он опасен. Левел комплит. Иначе и не объяснишь, почему фильм с доброй моралью, который по уровню саспенса едва опрежает каких-нибудь Заботливых мишек, оказался таким необычным, что пришлось в срочном порядке дополнительно снимать предупреждение для слабонервных.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Проблемы героев, многих фильмов ужасов, начинаются с того самого момента, когда они, проявив чрезмерное любопытство, пытаются узнать, что происходит за той таинственной дверью на которой написано: «Не выходить! Опасно для жизни!». Такие персонажи обычно обладают физической силой или как минимум располагают обширными научными знаниями. Такой сюжетный ход был во многих фильмах ужасов 30-ых.

В фильме «Франкенштейн», таким героем выступает Генри Франкенштейн — талантливый ученый, чей разум заражен идеалистической идеей о вечной жизни.

Ввязавшись в спор с матушкой-природой, или если угодно с самим господом-богом, наш сумасшедший ученный, по законам жанра, должен допустить фатальную ошибку, вследствие чего зло выходит на свободу.

Но зло, которое в данном случае олицетворяет чудовище, созданное нашим героем из кусков гниющей мертвечины, оказывается всего лишь измученной и истерзанной душой, жаждущей понимания и любви, а не насмешек и издевательского отношения.

Монстр Франкенштейна — это обиженный на родителей и общество ребенок, который сбегает из дома в поисках приюта, но вместо свободы и любви встречает лишь отрицание и неприятие. Позже эту структуру использует и модернизирует Дэвид Линч в своем черно-белом шедевре «Человек-Слон».

Возвращаясь к экранизации Джемса Уэйла, созданной в далеком 1931 году, хочется отметить смелость режиссера, присущую в то время не многим студийным директорам. Многие моменты, например эпизод с маленькой девочкой, который позже вырезали из прокатной версии фильма американские цензоры, были довольно шокирующими для тех лет. Но главный парадокс этой киноленты заключается в том, что большинство зрителей жалеет чудовище и понимает мотивы преступлений монстра, чего не происходит в вышедшем в этом же году «Дракуле» Тода Браунинга.

Кроме того «Франкенштейна» можно рассматривать как нравоучительную сказку, сформулированная мораль которой звучит примерно так: «Никто не может заменить собой бога». Это идея, на первый взгляд, довольно поверхностна, но если копнуть глубже, то можно провести интересные параллели между Адамом и монстром Франкенштейна.

Как и в библейской истории, Генри (Бог) разочаровывается в своем творении. Им созданный Адам совсем не такой, как он сам, хотя Франкенштейн сделал его по своему образу и подобию. Монстр, как и первый человек на земле, тоже познает грех, стой лишь разницей, что на неправедный поступок Адама подталкивает женщина искушенная змеем.
Оценка 1
Заголовок «IT`S ALIVE!»
Текст реценизии Фильм Джеймса Уэйла «Франкенштейн», представляющий собой жестокую карикатуру на извечное противостояние жизни и смерти, добра и зла, по праву считается не просто культовым, а золотым кинофильмом, признанной классикой ужасов.

Созданное по роману Мэри Шелли кино рассказывает драматичную историю о монстре, сделанном из человеческих фрагментов обезумевшим Виктором Франкенштейном, чья фамилия как раз почему-то применяется, как правило, именно к чудовищу. Ошибка фанатов? Вовсе нет! Если вы помните, в сцене свадьбы Виктора и Элизабет звучит тост: «За сына дома Франкенштейнов!». Вот оно, дитя барона: гигантского роста, сутулый, собранный из останков, покрытый шрамами и швами, с тяжёлыми веками, сын дома Франкенштейнов! Чем не ирония?

Многие называют «Франкенштейна» одним из лучших карлофф-муви. Так и есть. Справедливо замечание о том, что актёр может сыграть сотни ролей, но ни одной не выделяться. В историю ужасов британец Борис Карлофф вошёл именно благодаря своим бесконечным рычаниям и стонам. Его Франкенштейн — вызов всему человечеству, позор науке, зачастую переходящей любые границы, и очередная гениальная издёвка над желанием многих победить смерть. Не понимающий разницы между живым и мёртвым, между хорошим и плохим, всеми гонимый и ненавистный Франкенштейн вызывает у зрителя больше жалость, чем презрение, свойственное жителям города, в котором и разворачивается кошмарная история.

За уже почти 80 лет своего существования киносага о Франкенштейне успела обрасти сотнями пародий и подражаний; чего стоит одно только бессмертное «IT`S ALIVE!!!» Колина Клайва, ныне повторяемое на каждом шагу. Бесспорно, такой непрекращающийся и по сей день ажиотаж лишний раз свидетельствует о том, что перед нами совершенно гениальная картина, чьё влияние на жанр ужасов и на кино в целом неоспоримо. It`s Still Alive!
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Одна из первых и одна из самых популярных экранизаций произведения Мэри Шелли «Современный Прометей». Фильм вышел в 1931 году, под руководством режиссёра-классика Джеймса Уэйла, который снял ещё одну классику «Человек-невидимка».

Я лично не очень люблю читать, но «Франкенштейна» всё-таки прочёл, поддался соблазну, было очень интересно. Книга просто гениальна. Видел экранизации, они мне понравились, но до книги было далеко. Самое лучшей экранизацией я считаю ТВ-фильм, который вышел в 2004 году, но на втором месте у меня будет фильм Уэйла 1931 года, однозначно.

Сомневаюсь, что есть те люди, который не слышали про легендарный образ монстра Франкенштейна, у большинства людей этот монстр ассоциируется именно с актёром Борисом Карлоффым, который сыграл здесь свою лучшую роль, по-моему. Даже дети в ночь Хэллоуина сейчас наряжаются в костюмы Франкенштейна- Карлоффа и Дракулы — Лугоши. Вот такой-то культ этот «Франкенштейн».

А вообще, чем хороши классические ужасы 30-ых (или же ранних) годов? Именно тогда кинематограф зарождался, не было такого количества штампов, были туги на актёрскую игру и снимали в то время с душой. Вспомните Фридриха Мурнау, как он рвался снять своего «Носферату», он готов был отдать все, чтобы снять это кино, ради искусства, а не ради гонорара, как сейчас делают.

Отличия от книги здесь есть, но фильм обладает прекрасным очарованием и атмосферой ужаса. И кстати, то, что фильм черно-белый это ещё не повод не смотреть, так как картина довольно таки чёткая и это, просто, услада для глаз, а если смотришь на лицензионном диске, то это вообще прекрасно. Хронометраж всего 70 минут, все эти 70 минут фильм держит в напряжении, на самом деле. Хочу также отметить отличные ракурсы камеры, прекрасные пейзажи, отличная постановка сцен. А здешняя музыкальная композиция идеально сочетается с фильмом, вселяя в зрителя ужас. Может это не самый страшный фильм, но, то, что фанат ужасов будет ценить и уважать этот фильм, это уж точно.

У меня в этом фильм есть несколько самых любимых сцен. Первая сцена это, конечно же, оживание монстра, вторая сцена это смерть маленькой девочки, не подумайте что я маньяк, но эта сцена действительно самая (мне кажется) важная в фильме, третья сцена это уже финал. По мне, так это лучший финал за все экранизации «Франкенштейна».

Это кино просто невозможно не полюбить, шедевр. Борис Карлофф лучший исполнитель роли Франкенштейна, не удивительно, что этот человек (наравне с Белом Лугоши) является королём ужаса. Продолжений вот я, к сожалению, не видел, наверно посмотрю только «Невесту Франкенштейна», так как это продолжение вновь снял Джеймс Уэйл.

Если вы ещё не видел оригинального «Франкенштейна», то настоятельно рекомендую, а лучше сделай этот просмотр в вечернее время суток, при выключенном свете, так будет больше эффекта, поверьте. Удачного просмотра! Классика — бесценно.
Оценка 1
Заголовок «Куда приведет наука?»
Текст реценизии Один из первых впечатляющих образцов голливудских фильмов ужасов.

Постоянно тревожущий человечество вопрос о вечности бытия стал актуален и на раннем этапе кинематографа, обладающего уже с самого своего рождения магическими свойствами. Таким образом на экране происходит воскрешение мертвого человека, что напоминает библейскую историю. Кинематограф размыл границы между понятиями о жизни и смерти, и заявил после ученых: Человек — Творец!

Если в 30-е годы сценаристы думали, не забывая про восприятие зрителя, о воскрешении мертвого, то со временем кинематограф демонстрирует новые вариации на тему вечной жизни, но в некой «извращенной» форме.
Если монстр Франкештейна восстал против человечества из-за отсутствия чувств и разума, то современные супергерои обладают разумом и выступают на стороне общества, что их сближает с человеком.

«Франкенштейн» Джеймса Уэйла в сравнении с современными фильма ужасов может восприниматься и как комедия ужасов, скорее всего, незначительно повлияв на рождение этого жанра кино.

Бесчеловечно выглядит сцена убийства ребенка, это самый большой минус сценаристов фильма. Но финальная сцена смотрится выигрышно и по сей день, правда, место, где разворачивается сцена предугадывает судьбу монстра.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Экранизация культового романа Мэри Шелли.

Как экранизация — фильм слабоват. Все таки вместить весь роман в один час повествования занятие довольно сложное и вряд ли эта затея могла привести к успеху. Поэтому, мне, как читавшему книгу, фильм было смотреть не интересно.

Но несмотря на слабоватый сценарий режиссер фильма не подкачал, выполнив свою работы выше всяких похвал, несмотря на то, что это была одна из первых его картин и первая картина в жанре фильмов ужасов.

Кроме режиссуры явным плюсом фильма является отличный и очень сильный актерский состав. Особенно хочется выделить Колина Клайва, исполнившего в свою роль очень ярко и интересно. По его выражению лица видно, что в нем находятся гений и психопат, ученый и одержимый идеей. А фраза в его исполнении «It`s Still Alive!» запоминается надолго. Сейчас я не вижу, чтобы актеры играли с таким поистине маниакальным интересом.

Невозможно не выделить Бориса Карлоффа, который вроде бы ничего не делает, кроме как мычит да разводит руками. Но он тоже исполнил свою роль гениально. Это лицо настоящего непонятого людьми монстра я долго не забуду…

Если почитать информацию о фильме, то можно узнать, что продюсеры полагали, что фильм очень страшный и поэтому поставили в начало фильма обращение к зрителям, мол, слабонервным лучше не смотреть. Не знаю как тогда. но сейчас фильм смотреть абсолютно не страшно. Хотя надо заметить, что атмосфера нагнетания на зрителей ужаса присутствует, и выполненна она очень профессиональна. Это можно почувствовать, но испугаться этого… Вряд ли.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок Это не монстр, а существо из плоти и крови, такое же, как и мы с вами
Текст реценизии Этот фильм очень тяжело смотреть. Тяжела доля Творения Франкенштейна. Оно было как младенец — ничего не понимало, не разговаривало. Однако из-за издевательств горбуна оно ожесточало. Однако из него ещё не вышла доброта. В эпизоде с девочкой Создание, не понимая, что она не плавает, бросает её в реку, пытаясь повторить её действия, когда она бросала лепестки в воду.

Однако из-за того, что Создание на них не похоже, люди начали его преследовать и убили. За что? За то, что оно пыталось мирно сосуществовать? За то, что оно было самым добрым существом среди людей? Создание было намного человечнее всех людей, вместе взятых.

Фильм заставляет задуматься о многом. Люди уничтожают всех, кто не похож на них, кого они не могут понять. В этом продажном мире они не могли понять искреннюю доброту и человечность.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Должно быть, в тот миг, когда с уст персонажа Колина Клайва слетело — не побоюсь — эпохальное опьянённое восклицание «Оно ожило!», тогда все будущие кино-монстры обрели ещё бестелесные души, дабы уже твёрдо надеяться на своё полноценное воплощение в скором времени.

Про классику (фундаментальную истинную классику) дурно говорить невозможно, но в случае с чудесным фильмом «Франкенштейн» это неприменимо не из-за дани уважения, а в силу исключительного зрелища. Я, имея зрительский взгляд человека современного, а всё равно был просто заворожён происходящим на экране.

Это новаторство, это частица первых шагов научно-страшного кинематографа тридцатых, когда человечество ещё стояло на пороге проложённого курса с желанием знать и искать неведомые грани открытий, рассматривая человека сугубо, как органическую основу для живущего разума. Всё это выразилось в кино пока в небольших зачатках своей прогрессивной эпохи.

Если не пытаться углубляться во все сподвижники извне ради создания данной киноленты, а замкнуться сугубо на рассмотрении экранного творения, то оно привлекательно в первую очередь актёром, на удивление столь выразительном в своём ужасном уродующем гриме и чудовищных огромных ботинках. Всем хорошо помнится, как был удивлён Бела Лугоши, легко отказавшейся от этой роли и после узревший недопустимую оплошность — это уже история былых культовых личностей своей эпохи. А ныне можно не менее удивляться и нам, наблюдая природный талант Бориса Карлоффа и его Монстра.

Это чудище — оживлённый труп и пластично и неуклюже, и шустро и громадно, и ужасно и жалостливо по природе своей. Оно вообще с самого первого появления получилось неоднозначным, даже взять факт со случайным наличием в черепной коробке мёртвого мозга невменяемого убийцы. Зритель не в праве осуждать Монстра, он нечто небывалое (это и не мертвец, а сшитые разные клочья плоти воедино) и посему неизвестно, что им движет в тот или иной момент. Думаю, сей аспект построения истории только усугубляет восхищение при просмотре, ещё в свои наивные годы кинематографа, создавая дуализм понятий, как и обещал рассказчик в прологе, обращая свою речь-предосторожность для нас, прямо в экран. Некие сцены только это подкрепляют, для примера стоит вспомнить завораживающую встречу Монстра с маленькой девочкой, бросающей цветы, где урод будет принят в игру с ней, а после… Грань открытий, интереса, жизни, смерти — выражено ничуть не менее именно здесь, нежели и в самом начале с оживлением создания Франкенштейна. Символизм контрастно светлой умиротворяющей сцены и резкий срыв насилия пронизывает любой сценарный слой, рука об руку творя трепещущее полотно рассказа с бездушным экспериментом поставить на ноги нечто, что обязано быть упокоенным. Подобные нервозные спады и зрительскую невольную слежку за ними возьмут на вооружение будущие пугающие кинофильмы, где интерес полнится сопереживанием в особо хрупких моментах на возможное проявление агрессии — это уже умелый саспенс начала тридцатых.

Удалась и зрелищность. Монстр вырвется в жилое месторасположение и начнёт урывками пробираться тут и там, сея панику и смерть. Невольно, какими бы не казались радужными беззаботными кадры с подготовкой свадьбы сына борона, а уже расслабиться не удаётся, ожидая подвоха. О финале на мельнице и речи нет: дикий загнанный зверь, языки пламени, орущая толпа, собаки, полыхающие лопасти мельницы…

Нельзя не похвалить помимо Бориса Карлоффа с его классическим достоверным изображением телодвижений долговязого Монстра с холодной отчуждённой мимикой и Колина Клайва, играющего Генри Франкенштейна, решившего возомнить себя богом, беспринципно амбициозно дарующим жизнь в неживую плоть. Даже в обводке чёрно-белой картинки его игра не особо театральна, ей ни чужда и правдоподобная нотка сопереживающего трагизма.

В целом за всей мрачной феерией вызывающего ужаса оплошности науки до создания сшитого Монстра и в апогей его бесконтрольной «жизни», за актёрской работой и прекрасными техническими составляющими без приятных чувств наблюдать невозможно! Но, а если не испытано сие удивительное ощущение при взоре на местами откровенно наивную (вспомнить даже сброс нелепого манекена с балкона мельницы), но увлекательную первую ступень долгой-долгой жизни классического создания учёного Франкенштейна, то видимо золотая эпоха фильмов-ужасов с будоражащей игрой теней — не для Вас.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Он возомнил себя Богом, это его и сгубило.
Текст реценизии Мозг мертвеца, вновь будет жить.
В теле, которое я собрал своими руками.
СВОИМИ РУКАМИ…


В начале своего отзыва я хотел бы сразу сказать, я не читал оригинальное произведение Мэри Шелли, по которому Джеймс Уэли и снимал свой фильм, но умные люди мне рассказали, что это довольно громоздкий роман и Мэри Шелли написала его, когда была еще очень молодой. Это очень удивительно…

ФРАНКЕНШТЕЙН (я люблю этот фильм)

Посмотрел я этот фильм не так давно, может быть год назад. Причем произошло это абсолютно случайно, я нашел этот фильм в одном магазине, сразу его купил, пришел домой и начал его смотреть.

Эта экранизация мне очень понравилась. Я оставил этот фильм у себя в коллекции. Могу даже сказать, положа руку на сердце, наверно это самый значительный фильм ужасов из всех когда-либо снятых. Просто после него столько было различных фильмов про ученых и их созданий, а самого ФРАНКЕНШТЕЙНА не экранизировали наверно только ленивые.

Сразу хочу сказать, у меня раньше самая любимая экранизация этой истории была 1994 года снятая Кеннетом Брэнай. Теперь добавилась еще и эта. Для 1931 года, этот фильм сделан просто идеально.

В этом фильме сыграли очень талантливые актеры, особенно Колин Клайв (его персонаж просто гениален), Дуайт Фрай (он сыграл удивительную роль, помощника Франкенштейна), Эдвард Ван Слоун (если честно, этот актер вообще плохо играть не умеет) и конечно неподражаемый английский актер Уильям Генри Пратт которого все знают как Бориса Карлоффа. Для него этот фильм стал переломным в карьере. Он создал культовый образ на все времена.

Спасибо хочу сказать Джеку Пирсу, который очень сильно помогал режиссеру Джеймсу Уэли в создании персонажа. Джек Пирс работал на студии Юниверсал гримером. И его работа очень заметна в этом фильме.

Ну и конечно хочу сказать спасибо режиссеру Джеймсу Уэли, который, несмотря на все проблемы (а у него их было очень много, кто знает его биографию, меня поймет), сделал фильм, который я не забуду никогда.

Спасибо.

В конце всегда я вижу жизнь.

10 из 10
Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии Безусловно, фильм «Франкенштейн» под руководством мастера жанра ужасов Джеймса Уэйла давно приобрел культовый статус. Образ чудовища, созданного в лаборатории молодым ученым Франкенштейном ради славы, ужасает даже современных зрителей, не говоря уже о таком далеком 1931 году, когда киноманы не были еще избалованы изобилием крови и современных визуальных эффектов. Поэтому перед начальными титрами было вставлено предупреждение о том, что фильм является очень жестоким и ужасающим, и его не рекомендуется смотреть слабонервным людям.

«Франкенштейн» стал одним из первых полнометражных фильмов ужасов в истории кинематографа и, соответственно, классикой жанра. Его горячо приняли как критики, так и обычные зрители, дав ему хорошие оценки и теплые отзывы. Однако не стоит забывать, что фильм снят по книге английской писательницы Мэри Шелли, которая написала ее еще в 1818 году. Этот роман стал настоящей сенсацией и принес своему автору мировую известность (хотя Шелли изначально издавала его анонимно, лишь через несколько лет подтвердила свое авторство). В фильме же повествование во многом отличается. Сценаристы и режиссер хотели создать свою историю и сделали это, но, к сожалению, потеряли главную суть, а именно то, что общество отвергает физических уродов, не зная даже об их внутреннем уровне. Вся драма романа Шелли заключается в том, что монстр, созданный Франкенштейном, поначалу был вовсе не злым, а его душа была способна на благородные поступки, но все люди отвернулись от него (в том числе сам создатель) из-за его физического уродства. Никто даже и не пытался узнать о духовности существа; общество сделало его изгоем, поэтому существо начало мстить. В фильме же эта причина опускается. Здесь причина жестокости чудовища — это то, что молодой ученый дал ему мозг сумасшедшего преступника, чье поведение передалось и носителю этого мозга. Из сложной внутренней драмы существа, из его несчастья и одиночества, указанных в книге, сделали качественный фильм ужасов того времени, утратив главную идею.

Двумя годами позднее выйдет фильм «Кинг Конг», который тоже получит мировое признание, и в котором повествование так же, как и в «Франкенштейне», ведется о существе, не принятом обществом. Однако тут мы видим, что Конг — существо, которое было способно на любовь, но не осознавало своих поступков. Существо, у которого отняли его мир и перевезли в мир ему незнакомый, в котором он не знал, что ему делать. В «Франкенштейне» же утеряна мысль о жестокости, причиной которой является изгнание обществом из-за серьезных физических отличий.

Но, несмотря на все это, фильм «Франкенштейн» действительно имеет влияние на зрителя, а также ровное и связанное повествование, что немаловажно. Режиссеру удалось сохранить композицию целой при том, что он сильно отклонился от сюжета книги. В картине присутствуют действительно жестокие, страшные и захватывающие ужасом дух моменты, что делает этот фильм эталоном в жанре ужасов. Каждый эпизод заставит зрителя испытывать некое напряжение, как с помощью качественной актерской игры, передающей то страх, то безумие, то ненависть или горе, так и с помощью нарастания у зрителей страха с каждой минутой фильма. С каждым эпизодом сюжет становится все интереснее, сам фильм имеет небольшой хронометраж (70 минут), из-за чего смотрится без мысли о том, что он хоть немного растянут. В целом, «Франкенштейн» — качественное кино первой половины двадцатого века в жанре ужасов, заслуживающее звания классики своего жанра, однако проигрывающее в присутствии идеи своему приемнику — фильму «Кинг Конг».

Имея свои определенные недостатки, картине все же удается заставить понервничать и испугать, даже если до этого была прочитана книга. Далее был создан качественный сиквел того же режиссера Уэйла, а потом выпускались и выпускаются различные сиквелы и ремейки, прямо или косвенно связанные с историей ученого Франкенштейна и созданного им чудовища. Но ни один так и не смог превзойти первые два фильма, и это к лучшему.

7 из 10
Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии «Франкенштейн» — самая первая экранизация известного во всём мире романа английской писательницы Мэри Шелли. Эта картина получила большое количество продолжениq впоследствии и стала культовым достоянием кинематографа. Лично я не читал, к сожалению, оригинал и поэтому не могу сравнивать роман с экранизациями, а смотрел я лишь две из них — эту и киноверсию 94-го года.

Сама по себе история о докторе Франкенштейне и о его играх в Бога уже давно живёт в Голливуде. Но именно с этого фильма она начала жить. Неудивительно, что фильм Джеймса Уэйла включен в золотую коллекцию классических фильмов ужасов Голливуда и то, что именно образом Бориса Карлоффа любят наряжаться дети на хэллоуин.

Джеймс Уэйл, режиссёр фильма, также снял еще один фильм ужасов «Человек-невидимка» (но к нему я ещё вернусь), который тоже стал культовым представителем жанра. «Франкенштейн» вряд ли заставит пощекотать нервы зрителю, ведь достаточно посмотреть на год выпуска картины, чтобы понять, что в то время не было таких спецэффектов, как сейчас. Но зато тогда у съёмочной группы было желание сделать качественное кино и напугать как можно больше зрителей, недаром в начале фильма выходит человек, который предупреждает, что это произведение очень страшное.

В итоге получился фильм, который обязан посмотреть каждый истинный киноман. Но я считаю, что назвать его шедевром — весьма преувеличить. Конечно, этот фильм внёс большой вклад в развитие фильмов ужасов мирового киноискусства. Всё же в начале прошлого века было гораздо легче напугать человека, чем сейчас.

Вердикт: на любителя.
Оценка 1
Заголовок Монстро
Текст реценизии Душещипательная история профессора Франкенштейна настолько популярная, что она за последние сто лет не один десяток раз появлялась на экранах — менялись актёры, режиссёры, даже жанр кино, менялся мир вокруг, но сама история всегда оставалась такой же. Трудно представить себе человека, который никогда не слышал о Франкенштейне. По-моему с историей безумного профессора, породившего монстра, знаком каждый, а если и нет, то подавляющее количество населения Земли.

Про фильм 1931-го года не хочется говорить много, ибо тогда я рискую залезть в те дебри, которых лучше не касаться. Например, если я начну говорить о фильме, как об ужастике, я тут же скажу, что и не ужастик он вообще. По крайней мере, испугать современного зрителя он не в состоянии, ибо настолько архаичным он стал с годами, что в принципе понятно — со времён выхода в прокат этой версии минуло уже 80 лет, с чем нельзя не считаться.

Зато чем «Франкенштейн» (1931) берёт с потрохами — так это атмосферой. Фильм смотришь с интересом и замиранием сердца, история получилась цельная. Но главное, что надо сказать об истории — она поучительная. Суть фильма и в современных версиях остаётся прежней: нельзя играть в Бога, человек не имеет на это право. Франкенштейн, который возомнил себе, что способен дарить людям жизнь, создал монстра, и люди вокруг стали гибнуть от его рук. Монстр способен только на убийство, у него нет ни капли элементарного сострадания к своим жертвам. Монстр — машина для убийств.

Вердикт. Фильм жестоко высмеивает тягу человечества к познанию того, чему должно оставаться непознанным вечно.

Классика кинематографа
Оценка 1
Заголовок Первоклассная классика
Текст реценизии В 1931 году на экраны выходит фильм «Франкенштейн». Картина повествует о молодом амбициозном учёном, который решил, что наука способна на всё и даже может победить смерть. В своей лаборатории Франкенштейн создаёт существо по своему образу и подобию. Однако эксперимент оказывается провальным. Новая форма жизни созданная учёным не находит себе место в этом мире и становится монстром.

В фильме, созданном студией Universal Pictures, был сюжет, на котором базируются многие современные фильмы ужасов. Человек создаёт монстра опьяненный своей властью и в дальнейшем весь фильм герои пытаются избавиться от чудовища. А само существо не вызывает у зрителя не каких чувств кроме страха или неприязни. В отличие от этих картин в этом фильме часто чувство сочувствия и волнения вызывает сам монстр. Который напоминает большого ребенка, который остался без родительской опеки и просто пытается выжить, не понимая, что такое хорошо и что такое плохо.

В картине также присутствуют сцены жестокости не допустимые для того времени, из-за чего момент с маленькой девочкой была вырезана в первоначальной версии.

В итоге получилась картина, несущая в себе мораль: что научный прогресс не всегда несёт положительные результаты.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии К моменту просмотра данного фильма я не знал ни о Карлоффе, не о Лугоши, и вообще ни о ком из тех, кого по праву можно назвать творцами монстров в фильмах ужасов — именно они воплотили в жизнь Чудовище Франкенштейна и Дракулу. Фильм мне начал нравиться еще в самом начале. Места сьемок были подобраны столь удачно! Я начал испытывать атмосферу фильма еще в самом начале.

Сюжет — профессор Франкенштейн создает Монстра и оживляет его. После этого он уезжает, а Монстр вырывается и отправляется за своим создателем, убивая всех на своем пути.

Игра актеров превосходна. Особенно радует Борис Карлофф, исполнитель роли Чудовища. На мой взгляд он играет лучше всех. Остальные актеры тоже превосходно играют, ничего не скажу.

Места съемок настолько хороши… Я не могу подобрать нужного слова, чтобы охарактеризовать их. Так красиво смотрятся таинственные горы, леса, реки. Внешний вид чудовища тоже превосходен.

Одним своим видом Чудовище может напугать. Фильм сам по себе сильно пугает. Его обязан посмотреть каждый ценитель фильмов ужасов (легенда, как-никак). Лично мне он очень понравился, и еще не раз я его пересмотрю.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Ну кто, как не Борис может так сыграть Монстра? Конечно никто! Карлофф неподражаем! Именно с этого фильма я полюбил этот жанр (классических фильмов ужасов)! И всегда с удовольствием пересматриваю «Невесту», «Человека волка», «Дом Франкенштейна».