Двое в городе (1973)

Deux hommes dans la ville (1973) 18+


О фильме

Немногословный, неустрашимый герой Габена помогает бывшим преступникам. Не каждому из них под силу освоиться в новой жизни. Но «Габен» знает секреты людской психологии. Его подопечный Джино удостоился внеочередной поддержки старшего друга, но у него остался непобедимый враг в полиции. И он не даст «Делону» опомниться…

Подробная информация

Слоган
Страна Франция, Италия
Жанр драма, криминал
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 25 октября 1973
Премьера в России
Релиз на DVD 14 августа 2008, «Настроение Video»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 12
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 12 лет
MPAA
mpaa
Время 100 мин. / 01:40
Рейтинг Кинопоиска 8.269 / 895
Рейтинг IMDB 7.20 / 1 601
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Мимзи Фармер, Ален Делон, Сесиль Вассор, Жерар Депардье, Илариа Оккини, Жан Габен, Малка Рибовска, Гуидо Альберти, Виктор Лану, Кристина Фабрега
Роли дублировали Георгий Жжёнов, Александра Назарова, Ольга Гаспарова, Владимир Разумовский, Алексей Инжеватов
Режиссер Жозе Джованни
Сценарий Джанфранко Клеричи, Даниэль Буланже, Жозе Джованни
Продюсер Ален Делон, Пьер Каро
Композитор Филипп Сард
Художник Джанфранко Пуччи, Жан-Жак Казио, Хелен Нурри
Монтаж Франсуаз Жавэ
Оператор Жан-Жак Тарбес
Участники съемочного процесса Артем Карапетян, Рудольф Панков, Алексей Консовский, Георгий Жжёнов, Джанфранко Клеричи, Ян Янакиев, Олег Мокшанцев, Алексей Сафонов, Владимир Смирнов, Мимзи Фармер, Ален Делон, Александра Назарова, Ольга Гаспарова, Бернар Жиродо, Альбер Ожье, Сесиль Вассор, Николь Дезайи, Джанфранко Пуччи, Пьер Каро, Борис Иванов, Франсуаз Жавэ, Филипп Сард, Лариса Данилина, Жерар Депардье, Владимир Разумовский, Доминик Зарди, Пьер Колле, Жак Маршан, Морис Барье, Люси Арнольд, Пол Бюва, Илариа Оккини, Жан Габен, Андре Руйе, Жан-Жак Казио, Станислав Захаров, Жак Моно, Даниэль Буланже, Ролан Моно, Галина Водяницкая, Нина Меньшикова, Олег Голубицкий, Мишель Буке, Малка Рибовска, Алексей Инжеватов, Жан-Пьерр Оноре, Гуидо Альберти, Сергей Малишевский, Виктор Лану, Патрик Лансло, Арман Местраль, Бернар Мюссон, Владимир Балашов, Рэймонд Лойер, Габриэль Бриан, Жозе Джованни, Робер Кастель, Жан-Жак Тарбес, Кристина Фабрега, Хелен Нурри

Страны производства фильма

  • Франция (25 октября 1973) - 0
  • Италия (30 ноября 1973) - 0
  • Германия (ФРГ) (7 марта 1974) - 0
  • Швеция (13 мая 1974) - 0
  • Турция (Октябрь 1974) - 0
  • Венгрия (13 мая 1975) - 0
  • Финляндия (10 октября 1975) - 0
  • Испания (15 марта 1976) - 0
  • США (Август 1976) - 0
  • Норвегия (31 октября 1999) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1970-е, Автокатастрофа, Бывший заключенный, Высшая мера наказания (смертная казнь), Гильотина, Гонение, Город, Дорожная авария, Зал суда, Инспектор полиции, Испытание, Крушение надежд, Любовь, Несчастный случай, Обезглавливание, Освобождение из тюрьмы, Отсрочка, Печатный станок, Повреждение автомобиля, Подстреленный полицией, Полисмен, Полицейская процедура, Полицейский участок, Полицейское притеснение, Полиция, Пощёчина, Предубеждение, Президентское помилование, Приговоренный к смерти, Призыв, Принтер, Приступ гнева, Присяжные, Прокурор, Рассвет, Реабилитация преступников, Самоубийство через повешение, Свалка, Семейные отношения, Следователь, Случайная смерть, Смертная казнь, Смерть главного героя, Смерть любимого человека, Смерть через удушение, Социальная проблема, Социальный работник, Справедливость, Страх смерти, Суд, Суд по делу об убийстве, Судебный процесс, Судья, Типография, Трагедия, Тюнингованный автомобиль, Тюремное посещение, Тюремный бунт, Тюрьма, Убийство жены, Убийство офицера полиции, Угроза смерти, Удушение, Французская деревня, Французский суд, Харассмент, Цветочный магазин, Число в оригинальном названии

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Потрясающий фильм, который каждый, кто любит настоящее кино, должен увидеть хотя бы 1 раз!
Текст реценизии Один раз, потому, как второй раз фильм смотреть очень тяжело, впрочем, как и первый, просто, когда смотришь первый раз никогда не знаешь чем закончится фильм!

Настоящий шедевр! Великолепная игра актеров. Очень жизненный фильм! Это история о вечных человеческих эмоциях: дружбе и ненависти, верности и предательстве, малодушии и настоящем мужестве. Таких фильмов, к сожалению, больше не делают.

Образы, музыка, диалоги все очень натурально. Все выполнено настолько качественно и безупречно, что каждый раз переживаешь по-новому. Один из самых лучших фильмов 20 века. Еще один французский фильм такого же уровня это «Профессионал» кто смотрел, тот поймет, но я бы не стал их сравнивать.

Всем желаю хорошего просмотра!

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Между светом и болью
Текст реценизии Снять столь пронзительный фильм о смертной казни мог только человек, который сам прошёл через камеру смертников. Автор сценария и режиссёр Хосе Джованни (подлинное имя Жозеф Дамиани) прожил долгую, 80-летнюю жизнь, написал более 15 романов, множество сценариев, снял несколько фильмов. Всего этого могло не быть, ибо в возрасте 22 лет он был приговорён к смертной казни. Во время войны Дамиани стал участником Сопротивления, был проводником в горах. Но в мирной жизни не сумел себя найти, перепробовал множество профессий, но в конечном итоге, под влиянием родного дяди, вместе со старшим братом попал в разбойничью шайку. Сам дядя и брат погибли во время одного из налётов, а Жозеф был арестован и приговорён к смерти. Только благодаря помощи отца, который добился аудиенции президента Франции, смертная казнь была заменена на 20 лет заключения, из которых Жозеф отсидел 11, практически столько же, сколько герой его фильма «Двое в городе».

Стоит заметить, что фильм был снят через 28 лет после описанных событий, но спустя 13 лет после его съёмок, в 1986 г., процесс 1945 года был возобновлён. И только в ходе этого процесса писатель и режиссер был окончательно реабилитирован. Фильм «Двое в городе» — это его кредо, Дамиани всегда выступал против смертной казни.

Всё действие фильма происходит в виде ретроспективы и размышлений мудрого, доброго, и оттого печального тюремного воспитателя Жермена Казнева (Жан Габен). С самого начала его закадровый голос предвещает то, что должно неизбежно случиться. И хотя предчувствие беды не покидает зрителя весь фильм, в нём много светлых моментов. Практически на этом диссонансе: между светом и болью — и строится вся сюжетная линия.

Следует отметить очень сильный актёрский состав фильма. И Габен, и Делон, и все остальные артисты играют на самом высоком пределе трагедии. Последние десять минут фильма сконцентрировали в себе такой невыносимый заряд боли, беззащитности и обречённости, что сколько их ни смотри, испытываешь эмоциональное потрясение.

Через четыре года после выхода картины на экраны во Франции состоялась последняя смертная казнь через гильотинирование. Это была вообще последняя официальная казнь в Западной Европе. Хоть какое-то достижение в системе правосудия…

Рекомендации к просмотру — это то, что нужно смотреть обязательно.
Оценка 1
Заголовок Они остались вдвоем.
Текст реценизии Шедевр на все времена. Фильм, который потряс меня до глубины души. Я плакала вместе с героями фильма. Наверное, один из лучших фильмов в карьере Делона. А Жан Габен одним своим присутствием заставляет ощутить поддержку своему подопечному.

Мишель Буке в роли злодея убедителен настолько, что стирается грань между актером и его персонажем. Я даже возненавидела этого актера на короткое время.

Очень глубокий и сильный фильм. Хозе Джованни стал одним из моих любимых режиссеров. Превосходно все:от начала и до конца(сценарий, постановка, музыкальное сопровождение, игра актеров, операторская работа).

С удовольствием пересматриваю этот фильм. Пройдет еще сто лет, а этот фильм будет актуален всегда.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Джованни, Делон и Гильотина
Текст реценизии Цитата из сообщения Голубяки: «Каждое утро она приходит к окнам тюрьмы, чтобы поставить любимую пластинку своего мужа». Вовсе нет! Она это делала намного реже — раз в неделю.

Что же можно сказать об этом фильме? Какого он жанра? Драматический детектив? Криминальная драма? Строго говоря, фильм лишён интриги как таковой. Сюжетная линия проста до крайности. Молодой человек, отсидевший десять лет за взлом сейфов, решил начать новую жизнь. Фильм не лишён длиннот и некоторой скучности, хотя последние кадры, начиная от убийства комиссара и вплоть до последней сцены, смотрятся на одном дыхании.

Оригинальность фильмов «Как бумеранг» и «Двое в городе», которые Джованни сделал с Делоном, состоит в том, что режиссёр практически слагает всю вину с правонарушителя. В «Двоих в городе» Джино представлен жертвой. Для творчества Джованни характерна мысль о том, что нужно бороться не с самим преступлением, а его причинами. Каковы они? Социальная расслойка, бедность, глупость. Мы мало что можем вынести из фильма про самого Джино Страблиджи. Вроде как он имеет в руках типографское ремесло и, как явствует из первой же сцены, угодил в тюрьму за грабежи банков. Можно лишь гадать. Но разумно предположить, что Джино — человек из низших слоёв населения. Его внешняя красота и аристократичное, отдающее Италией имя как бы противопоставляются тому, что он, возможно, из бедной семьи и не особо приучен работать честно. Дальнейшее — сцена с висельником, уставшим от склеивания китайских фонариков, и тюремный бунт, который не обходится без жертв, лишь подчёркивает несовершенность государства. Сам Джино просто немного неуравновешен — тюрьма даром не проходит. В начале фильма закадровый голос (Жермена Казнева) говорит: «Существует судебный аппарат, веками сложившиеся процедуры, весь этот, в общем-то, театральный ритуал. Но что за этим?». И что же?

Сила воздействия этого фильма — в уничтожающей социальной правдивости. Криминалитет — «дно» жизни любой страны, которое граждане не знают по неведению или из-за пропаганды (чаще — из-за того и другого). Принято обрисовывать преступников монструозными существами, эдакими подобиями людей, у которых вместо сердца — машинка для счёта купюр. Мало кто догадывается, что за преступлениями могут стоять самые различные причины, и природная алчность — не первая из них.

Что же за «этим»? Ответ даётся в последних словах фильма, но об этом позже. За этим — Человек. Такой, какой он есть. Его Человеческие драмы, Человеческие проблемы, Человеческие желания. Не случайно играемый Габеном гуманист Жермен теряет веру в непогрешимость правосудия. Люди, работающие в правосудии — тоже Люди. Им тоже свойственно Человеческое.

И вот он, отдельный человек, который тоже прошёл через мясорубку государственного аппарата. Джино Страблиджи, имеющий неплохую профессию типографа, любящий жену, которая за десять лет не отвернулась от него, и друзей — семью Казнева. Его потрясает тяжёлое горе — гибнет жена. Он обещает стараться «не делать глупостей», и действительно, ему это удаётся, а уж когда на сцене появляется Люси, он и вовсе оживает, горе потихоньку уходит с его лица. И тут случается то, что и влечёт за собой гибель. Что? Обычная отметка в полиции, обязательная для осуждённых. Надо ж там было оказаться этому комиссару! Они с Джино, наверно, и забыли друг о друге, и вот — шутка господина Случая. Смертельная для обоих.

И тут Джованни преподносит ещё одно завуалированное явление. Мнение о человеке как о мифе. Гуатро вбил себе в голову, что Джино поддерживает связь с Марселем, и Люси тоже приобретает криминальную окраску — она должна помочь им ограбить банк. Быть может, собирайся Страблиджи это проделать, общайся он с Марселем по собственному желанию (на самом деле он просто не знает, как отделаться от бывшего приятеля!) и действительно ухаживай за девушкой только из корысти — да инспектор почти любил бы его, потому что МНЕНИЕ, составленное им о Джино, глубоко профессиональное. Но адрес Марселя оказывается в кармане Джино исключительно из-за назойливости первого, и сам Страблиджи полностью доволен своей жизнью. Чего ему не хватает? Работа, любимая девушка и семья друзей. Гуатро это понимает, и именно из-за этого ненавидит Джино. Под конец несчастный, затравленный им бывший уголовник доказывает противнику его правоту — попросту начинает душить, одновременно защищая от его давления любимую девушку. Дальнейшее понятно. Убийца приобретает положение рецидивиста.

Впрочем, в фильме и понятно, что ничего хорошего не выйдет. Это, прежде всего, то, что написано в газете, которую только что освободившийся Джино даёт Жермену: «Сегодня был казнён Джино Страблиджи, убивший полицейского» — зловещее предзнаменование, которое поначалу смешит главного героя. И второе. Убей Джино уличного хулигана или какого другого простого человека, может, и отделался бы. Но он убивает полицейского, и понятно, что служители Фемиды вынесут смертный приговор из цеховой солидарности, отомстив за всех убитых полицейских.

Вот она, Человеческая Драма, которая и скрывается за театральными ритуалами правосудия. И сам Жермен даёт ответ, когда на голову Джино падает нож: «Вот и всё. За всем этим — машина. Машина смерти». Вот каков ответ на заданный в начале вопрос!
Судьбы остальных героев остаются открытыми. Жермен, наверное, после такого окончательно покончит с работой в судебной системе. Любившая Джино Люси когда-нибудь утешится, дети Жермена будут строить свою судьбу. И всё это — без Джино. Принявшего смерть от «правосудия».

Это фильм о социальных проблемах большого города. О смертной казни и её недопустимости. О гуманизме, человеческих чувствах и проблеме правосудия. И конечно же, о «машине смерти», с которой люди не должны сталкиваться в принципе. Через восемь лет после создания фильма она будет упразднена. Но сколько за этот срок ещё через неё пройдёт жертв — известно только Богу.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Когда-то Джино Страблиджи был участником банды грабившей банки, но на одном из налетов он был пойман и приговорен к двенадцати годам тюрьмы. За время отсидки он полностью изменился, тюрьма не озлобила его, а наоборот помогла разобраться в себе. Безусловно ключевую роль в таком превращении сыграл тюремный воспитатель Жермен, мало того, он добился, перед комиссией по помилованиям, что бы Джино выпустили на два года раньше окончания срока.

После освобождения Джино вынужден переехать в предместье Парижа, так как бывшему заключенному не разрешается селиться в крупных городах. Он устраивается на работу в типографию, где ремонтирует печатные станки, помогает с отладкой печати, хозяин мастерской сразу же выделил его и сделал своим помощником. Так жизнь вошла в обычную для большинства людей колею: по будням — работа, а по выходным Джино с женой выбирались на природу, иногда вместе с семьей Жермена, иногда, только вдвоем.

Кажется, что теперь-то все самое страшное осталось в прошлом и вот сейчас жизнь, наконец, вознаградит Джино за пережитое. Но у судьбы оказались другие планы. Его жена гибнет в автокатастрофе, бывшие дружки неустанно преследуют, предлагая снова заняться грабежами, а один из полицейских — инспектор Гуатро, ищет способ снова посадить в тюрьму. С определенного момента герой ломается под невероятным грузом проблем, он оказывается загнанным в тупик, невероятным стечением обстоятельств.

Не смотря на то, что закадровый голос Жермена, заранее готовит зрителя к финалу ленты, это не делает картину предсказуемой, все происходящее на экране воспринимается очень остро. Даже моменты счастья не помогают зрителю развеять напряжение, ведь они окрашены ясным видением трагической концовки. Приходит отчетливое, и ясное понимание — Джино обречен, у него нет шансов на спасение. «Двое в городе» это манифест человека против несовершенной системы правосудия, на всем протяжении фильма неустанно повторяется довольно очевидная мысль: тюрьма — это не лучший способ перевоспитания. Бунты, мятежи, отчаяние, акты суициды, ненависть, вот что рождает тюрьма и в ленте это довольно наглядно иллюстрировано.

Но вот перед нами Джино, он пришел в тюрьму бандитом, а вышел честным человеком, который хочет остаток жизни провести с любимой женщиной, заниматься любимым делом, и не помышляющий возвращаться к прошлому. Это ли не опровержение того о чем говорилось выше? Как оказалось, нет. Один раз, наказав его, государство, в лице инспектора Гуатро, и после освобождения продолжает карать преступника. Дело здесь не в том, что у Гуатро возможно были личные причины ненавидеть Джино, отнюдь. Не конкретный полицейский является злом (тем более что по ходу фильма, он занимается не только травлей Джино но и ловит банду) а система, которую инспектор олицетворяет. Система, заклеймив человека, не хочет его отпускать даже после тюрьмы, она метит человека, показывая обычным гражданам что это — изгой, она ждет возможности избавиться от этого чужеродного для себя организма.

Здесь надо сделать небольшое отступление, сказав о том, что Хосе Джованни провел довольно бурную жизнь. Он воевал в Сопротивлении, а после окончания войны стал преступником. Был пойман, приговорен к смертной казни, его спасло вмешательство отца, который хлопоча за сына, пробился на прием к самому президенту Франции. Безусловно, в этот фильм режиссер вложил свой жизненный опыт, отчего лента не может считаться абстрактным морализаторством.

Последние минуты фильма содержат невероятно мощный заряд эмоций, их концентрация, благодаря потрясающей игре актеров, достигает невыносимого накала. Каждый эпизод источает невероятное количество человеческой боли. Такое не способен сделать простой мастер, для этого не достаточно просто наладить свет, сделать раскадровку, подобрать антураж и интерьер. Нужно нечто большее, необходимо вложить в актеров реальные мысли и чувства, нужно показать и объяснить им, как прожить эти невыносимые минуту, когда из-за охватившего горя от личности не остается ничего.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Человек как собрание штампов, штампы как проявление человека
Текст реценизии Ты только родился на свет, еще не успел сделать ничего хорошего или плохого, а уже есть свидетельство о рождении и штампы в паспортах родителей. Прошел медосмотр и поставили штамп. Получил паспорт и снова штамп. Закончил школу и еще один. Полюбил кого-то и женился получи еще один штамп. Увидел новую страну вот тебе штамп в загранпаспорт. И так до самой смерти и даже после нее, когда твои родные поставят штамп в свидетельство о смерти.

К чему я это? Да к тому, что общество в котором мы живем, отмечает любое событие в нашей жизни штампом. И очень не любит эти штампы стирать. И потому они просачиваются из документов на личности людей.

Человек (Ален Делон) в молодости сделал ошибку, занялся грабежом банков и потом совершил еще одну кражу и попался, и получил за это 12 лет тюрьмы, благодаря заступничеству тюремного воспитателя (Жан Габен), его выпускают на 2 года раньше. И он, осознав, что в жизни есть вещи поважнее денег и материальных ценностей, выходит другим. У него есть преданная, молодая, красивая жена, которая верно ждала его 10 лет, у него есть профессия, которую он освоил в тюрьме, есть друзья. И последующая жизнь должна приносить ему только радость. Но кроме всего этого у него остался и штамп грабителя, и некоторые люди не хотят видеть того, что этот штамп ставили другому человеку, которого уже нету. Не хотят понять, что перед ними другой человек которому теперь не нужны банковские слитки и куча денег, а нужно лишь, чтобы его оставили в покое и дали спокойно жить, дышать, любить.

Виктор Лану — который прекрасно смотрится в роли инспектора, не дает Джино опомниться и монотонно давит и давит на его психику, пытаясь загнать его в угол мучая допросами его девушку, его работодателя, его поручителя пытаясь придумать хоть какую-то причину для его задержания и засадить его за решетку. Доказывая справедливость штампа о том что он грабитель.

Но любой человек, загнанный в угол, способен дать жесткий отпор даже самому сильному противнику. А если он и сам сильная личность, то противнику точно не поздоровиться. Чем закончится это противостояние, смотрите в фильме.

Скажу лишь, что от игры трех главных героев я в восторге, из женских ролей мне понравилась лишь игра жены Габена. Накал страстей не оставит равнодушным никого. Как по мне фильм отличный, но ему не хватает какой-то завершенности и целостности. Нету того момента на котором зритель становится одним единым с главным героем и переживает его чувства, как свои собственные.
Оценка 1
Заголовок Правосудие должно быть справедливым, а не жестоким…
Текст реценизии Джино Страблиджи (Ален Делон) досрочно освободился из тюрьмы благодаря заботе своего друга, тюремного воспитателя Жермена Казнева (Жан Габен). Полный желания начать новую жизнь, он работает, но подвергается провокациям со стороны бывшей банды. Когда же он случайно сталкивается с инспектором, некогда арестовавшим его (Мишель Буке), жизнь героя превращается в ад.

Я бы назвал этот фильм частным случаем в судебной системе. Режиссёр фильма намекает на то, что так разворачивается каждое второе дело, и что нет у нас в стране (а точнее у них), да и во всём мири, справедливости. Что всех казнят на право и на лево. Мне кажется, что это не совсем так. Безусловно, в каждой системе, а особенно в судебной, бывают свои пробелы и просчёты. Впрочем, как и везде. Да и нельзя даже назвать данное решение ошибкой. Просто оно выходило за рамки человечности, но никак не за судебные законы. Всё-таки, закон есть закон, а человечность есть человечность, и это две совершенно несовместимые вещи…

Фильм отчётливо показывает нам внутренние переживания главного героя. Он экспрессивный, но, тем не менее, он хочет жить как все. Он хочет работать, иметь семью, но как бы он не хотел прошлое не забывается. Это нам отчётливо показывает на экране Ален Делон. Я не берусь сказать, что это его лучшая роль в кино, я ещё не смотрел фильм «Самурай», но уж одна из лучших это точно. А уж как он бешенство игра… Прям на уровне Дастина Хоффмана из «Соломенных псов». Так же неплохо сыграл Жан Габен, который был в роли зримого рассказчика печальной истории Джино.

Фильм очень достойный. Я бы даже сказал, что это один из лучших Французских фильмов, но я ещё смотрел так мало. Посмотреть его стоит хотя бы из-за отличной игры Алена Делона. Ну и как бы надумано не казалось нам повествование, всё-таки это жизнь, и ничего с ней не поделаешь.
Оценка 1
Заголовок «Процесс» по-французски
Текст реценизии Очень цепляющий и по-настоящему трагичный фильм.

Джино, идущий по лезвию бритвы, моральный урод Гуатро, и меж двух огней — воспитатель Жермен.

Прекрасное музыкальное сопровождение, напомнившая мелодию из «Профессионала», жесты и взгляды героев, говорящие больше слов и невыносимо трагичный финал, вызвавший ассоциации с шедевром Орсона Уэллса «Процесс».
Оценка 1
Заголовок Я боюсь…
Текст реценизии Как тяжело, когда не хватает слов! Когда хочется сказать так много, а не получается практически ничего, а то, что получается оказывается совсем не тем, что хотел бы сказать. Моя очередная попытка написать рецензию к этому фильму…

Что сказал в кульминационном моменте главный герой? «Мне страшно…». Так вот, мне тоже страшно, неимоверно страшно думать, что история, описанная в фильме могла иметь место на самом деле.

Я всегда была против смертной казни, не сердцем, которое я старалась максимально выключить при обдумывании этого вопроса, но умом. Мое твердое убеждение, что даже минимальная возможность судебной ошибки, даже ее самая недостижимая вероятность, способная вынести приговор невиновному накрепко перечеркивает все справедливые и адекватные возмездия существам, которые их по-настоящему заслуживают. Да, приговор должен быть справедливым и адекватным, а задумываемся ли мы о том, что значат эти слова? Кто будет в итоге определять эту пресловутую справедливость? Око за око, зуб за зуб? Слепой глаз по цене равнозначен здоровому? Может голубой глаз ценнее карего и за его повреждение нужно выбить не один карий, а два? Правда никогда не бывает одна. Их много, но правосудие может быть только одно, поэтому нам приходится выбирать и одну правду, которая будет базисом для этого правосудия. Ничего не поделать, но как же иногда хочется сломать эту систему, заставить людей опомниться, оглядеться, чтобы сломав порочную действительность, и ища новую, абсолютную справедливость… опять зайти в тупик…

Кто в таких условиях неоднозначной действительности способен со спокойным сердцем сказать — это справедливо? Никто. Универсальной справедливости нет, как нет и универсальной правды, нет универсального правосудия. А пока мы не нашли все это, мы не имеем права выносить необратимые приговоры.

Это невероятный фильм — это фильм для ума, сердца, души. Он вызывает невероятную гамму чувств и эмоций. Надежда сменяет отчаяние, восхищение — презрение, гнев — тоску, ужас бессилия — слепую ярость… Такие шедевры предназначены для того, чтобы строить на них свое мировоззрение. Но даже если зритель в этом не нуждается, смотреть этот фильм следует непременно — невероятно интересный и остросюжетный характер фильма понравится всем. Этот фильм из разряда «на одном дыхании»…

Итак, выпущенный досрочно из тюрьмы под поруку куратора молодой человек начинает жизнь заново и есть все шансы, что у него получится. Он вошел по-настоящему в число тех немногих, который заключение действительно исправило. В него поверили, он сам поверил в себя, обрел друзей, для которых его судьба действительно важна, его дождалась красавица жена.

Однако по ходу фильма выясняется, что жизнь не готова простить ему его поступок и не считает десять лет, отданных на исправление достаточной платой. На него косо смотрят, напоминают, кем он был, чтобы он не забывался, у него множество ограничений, цель которых в том, чтобы главный герой постоянно чувствовал себя недочеловеком, продолжая нести комплекс вины перед обществом. Заметим, что его преступление конечно серьезно, но вместе с тем он никого не убил и не покалечил.

Главный герой терпеливо и покорно все сносит, очевидно, подготовив себя к такому развитию событий. Он не предъявляет этому миру никаких претензий ни за то, что было, ни за свое теперешнее приниженное состояние. Это действительно исправившийся человек, причем человек очень умный, целеустремленный, порядочный. Кто из нас не ошибался? И кто из нас не просил прощения за ошибку? А сколько из нас потом повторяли ошибки, несмотря на обещания? Разница только в тяжести этих ошибок, и в разнице между ошибкой, правонарушением и преступлением, которое определяет общество.

Наш герой воспользовался шансом исправиться и сделал это. Однако жизнь не оставила его в покое. Такое бывает. Я зову таких людей любимцами жизни. Ими чаще всего становятся люди с сильной волей, люди бросающие жизни вызов. Жизни это либо не нравится, либо нравится настолько, что она, забыв про остальных и позволив им вести свою тепличное существование, занимается любимцами, предлагая им новые и новые испытания…

Так и здесь. Главный герой получает одно за другим жизненные испытания, определяющие его дальнейшую судьбу. Я невероятно отрицательно отношусь к людям, подобным герою Мишеля Буке. Это тип людей с неадекватной самооценкой, из категории тиранов. Нет, даже тиранчиков… Прикрывая своим служебным положениям мелкую сущность, свое нравственное и моральное уродство, такие люди способны ощущать свое превосходство не за счет работы над собой и улучшения своей природы, а за счет унижения других — на большее они не способны. Причем, чем сильнее такое унижение, тем большее наслаждение испытывают такие личности. Это нравственный инвалид, он не только неполноценен в силу каких-то причин, но он не желает бороться со своими пороками, пестуя их. Раз получив героя Алена в свою собственность, в силу своего служебного положения, и почувствовав полную и безраздельную власть над другим человеком, он не может принять тот факт, что этот человек не только перестал быть ниже его, но так же очевидно превосходит его по своим качествам. Он хочет видеть его униженным постоянно. Только так он способен жить со своим моральным уродством. Такие люди не выдерживают власти в силу своей душевной и моральной слабости. Раз вкусив ее, они оказываются, как наркоманы отравлены ею навсегда, в зависимости от собственных желаний господствовать, властвовать, определять судьбу других. Это довольно страшный тип людей, которые, если не обладают вообще никакой властью, то с большой вероятностью могут стать преступниками, маньяками, а в лучшем случае, озлобленными на весь мир жалкими субъектами; а обладая властью — скорее всего явят собой что-то похожее на то, что изображено в ленте.

Его преступлению нет названия, в отличие от преступления главного героя. Его бы никогда не осудили за его поведение, поскольку такой статьи нет. Но я не хочу и не буду говорить здесь о законе и кодексе. Я буду говорить о справедливости — настоящей, человеческой справедливости, идущей об руку с пониманием и милосердием, на которое способен только человек. Той справедливости, которой невообразимо больше времени, чем людскому правосудию — жалкой пародии на эту справедливость.

Вспомните 10 негритят. Воистину есть преступления, о которых не упомянуто в законе, но которые по своей тяжести не уступают прописанным в качестве таковых. Жертва напрашивалась на дуэль и это была дуэль даже не на равных, здесь жертва имела преимущества. Главный герой, как загнанный в ловушку зверь оказался один перед маньяком-преследователем и всем миром, оказавшимся на стороне последнего. Оказывается, судебную ошибку можно допустить и в условиях кажущейся полной ясности. Это страшно…

Невероятный шедевр европейской кинематографии — прекрасная и ужасная баллада о добре и зле.

Я преклоняюсь…

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Машина правосудия
Текст реценизии «Человек, запятнавший себя один раз, никогда не сможет очиститься.» Именно этим руководствуется инспектор полиции Гуатро. Он никак не может поверить, что задержанный им 10 лет назад «специалист» по сейфам Джино завязал с криминальным прошлым, и хочет жить жизнью свободного человека. Зато в него верит воспитатель Жермен, который становится единственным другом главного героя. Сюжет и закручен вокруг этих трех действующих лиц; мужское трио «разбавляют» возлюбленные Джино и дочь Жермена.

Вопросы, поднятые режиссером, если не вечные, то уж точно не новые: «достоин ли снисхождения преступник, если есть смягчающие обстоятельства?», «может ли человек исправиться, сойти с выбранного неправильного пути?», «является ли смертная казнь необходимым наказанием?». На самом деле мало кто в картине, за ислючением разве что Жермена, искренне верит, что Джино изменился. Сам Джино твердо намерен стать «свободным человеком», нашел себя в иной профессии, и все бы хорошо, но… на горизонте появляется офицер полиции, уверенный, что Джино совершит ошибку, и постоянно его к этому подталкивающий. Он добился своего, правда, ценой собственной жизни. Джино оступился, но, то были роковые обстоятельства, кто знает, как сложился бы его пусть, не возникни на нем офицера Гуатро, поддался бы он влиянию прежних друзей? Думаю, что нет. Годы тюрьмы создали совершенно другого человека, не готового платить своей свободой за легкие деньги. Но факты против него. Случайные встречи со старыми друзьями, малейшие проступки, даже место работы любимое девушки, — все это истолковано комиссаром как возвращение на старый путь. Теперь дело за судом присяжных, который и должен решить судьбу нашего героя. И вот перед нами то самое цивилизованное общество. Сможет ли оно понять, правильно интерпретировать факты, сможет ли проявить милосердие? Но какое же оно, это общество? Присяжные спят, судья не хочет слушать ничего, кроме сухих фактов, прокурор язвителен и, кажется, поставил себе цель довести дело до кровавой развязки. А ведь стоило бы подумать, ведь на кону человеческая жизнь, что может быть ценнее.. Но нет. Приговор вынесен, и он суров. Джино должен быть казнен. Попытки его адвоката обжаловать и добиться помилования президента ни к чему не привели. Джино казнили.

И вместе с его жизнью оборвалась вера в справедливость и милосердие в сердце Жермена. Не думаю, что он сможет продолжать работать на «машину правосудия». Правосудие должно быть справедливым, а не жестоким.

Больше всего в фильме поразила игра Делона, на мой взгляд, это одна из его лучших ролей. Он и любит со всей страстью, и глубоко поражен горем, и унижен, и преисполнен новых надежд… и вся эта гамма чувств и ощущений прекрасно удалась актеру. Габен в фильме как бы немного отошел в тень: уступил более яркому и колоритному персонажу, что, однако, не сделало его менее заметным. Мудрый, верящий в лучшее в людях воспитатель получился у Габена таким, каким он и должен быть.

Словом, картина достойна вашего внимания.

10 из 10
Оценка 3
Заголовок Сказка о смертных приговорах.
Текст реценизии Совершенно случайно наткнулся на этот фильм и в общем то получил удовольствие от просмотра, но есть достаточно весомые минусы. И его главный минус для меня то, что фильм строго о проблеме смертных приговоров и эта тема закрывает все о чем можно было еще сказать, например о тюремной жизни, о расставании с любимыми, о том, что заключенные бывают разные, и не все раскаиваются и начинают новую жизнь, а в фильме все слишком идеалистично. Главному герою и сопереживаешь и сочувствуешь и фильм захватывает, все отлично, но ни разу не веришь в этого персонажа, как будто тебе показывают сказку, как могло бы быть, а не как есть, а фильм претендует совсем на другое. Режиссер явно перегибает палку с уснувшими присяжными, персонаж инспектора излишне надуман, кажется, что в его городе кроме вот этого преступника вообще других бывших заключенных нет. И все положительные персонажи они слишком хорошие. Ну не бывает так, хотя не мне судить.

И вот после всего этого мне все равно понравился фильм. Сюжет и актеры меня полностью заворожили, хоть и сказка но очень интересная и трогательная. проблемы героев можно понять но в самих героев не веришь, так вот бывает. Ну а последняя сцена конечно достойна оскара, ради нее стоит посмотреть весь фильм. К слову и музыка отличная и как мне кажется советский дубляж ни разу ничего не испортил.
Оценка 3
Заголовок Повесть о настоящей гильотине
Текст реценизии Фильм в своё время наделал много шума, и не так давно (где-то в начале этого века) Евгений Гришковец цитировал финальную сцену из него в своём спектакле «ОдноврЕмЕнно». Действительно, финал незабываемый. Герой Алена Делона, Джино Страблиджи, только что вышел на свободу, отсидев срок (неполный — выпустили за хорошее поведение) за участие в вооружённом ограблении. Знакомый типаж, в принципе. Делон в конце 60-х — начале 70-х воплотил на экране немало гангстерских образов. Некоторые из них были благородными малыми, как Кори ("Красный круг»), некоторые — конченными подонками, как разбойник Гош с Дикого Запада ("Красное солнце»), некоторым просто хотелось лёгкой наживы, и они болтались по жизни в поисках приключений, неизбежно навлекая беду на свою дурную голову ("Сицилийский клан», «Джефф», и т. д.). Так вот, Джино Страблиджи — это несколько иной типаж. Это как бы такой «чистенький» зек, в неволе извлекший урок из своей беспутной прошлой жизни и вышедший на свободу исправившимся, очистившимся от скверны. На мой взгляд, немного утрированный образ, впрочем, режиссёр «Двоих в городе» Хосе Джовании — сам бывший зек — в своих многочисленных криминальных драмах немало сил положил на то, чтобы представить блатной мир в розовом цвете, ну да бог ему судья.

На воле Джино ждёт любящая жена — образ ещё более фальшивый, ибо каждое утро она приходит к окнам тюрьмы, чтобы поставить любимую пластинку своего мужа (такой портативный проигрыватель виниловых дисков — на батарейках, надо полагать). Когда Джино выходит, воцаряется идиллия безупречной семейной жизни, до смеха напоминающей отношения брата и сестры.

На воле Джино, тем временем, поджидают старые дружки по банде, ожидающие новых авантюр. В их компании замечен и молодой Депардье. Джино даёт им уверенный от ворот поворот, окончательно дав понять, что с криминалом он завязал. Его лучшим другом отныне становится пожилой тюремный воспитатель (Жан Габен), помогший ему, собственно говоря, выйти на свободу досрочно и от имени которого и ведётся данное повествование.

Честно говоря, если бы в фильме не было этого заунывного закадрового голоса и этой нарочито пафосной музыки Филиппа Сарда, может быть, не всё было бы так безнадёжно. К сожалению, зрителю с самого начала дают понять, что благополучно данная история не завершится, и всё, что зрителю остаётся — это сидеть, вздыхая, у экрана, ожидая самого худшего.

Так и есть. Трагедия следует за трагедией. Судьба, похоже, ополчилась против Джино, и он постепенно начинает терять контроль над собой. Такого Делона мы видели и раньше, в «Бассейне», например, где его герой постепенно накапливал негатив, и в результате взорвался, совершил необдуманный поступок. Здесь — то же самое, правда, и пафосу поболее.

Собственно, самая сильная сцена фильма — финальная. Можно пропустить все полтора часа экранного времени (вряд ли вы что-нибудь потеряете, разве что на молодого и красивого Делона с длинными волосами не посмотрите), но вот последнюю пару-тройку минут увидеть всё же стоит. Это незабываемо.

Уже за это фильму можно поставить твёрдую семёрку, что я и сделаю.

7 из 10