Тора! Тора! Тора! (1970)

Tora! Tora! Tora! (1970) 18+


О фильме

Драма, посвященная событиям 7-го декабря 1941 года, когда японская армия нанесла сокрушительный удар по военно-морской базе США — Перл Харбор.

Подробная информация

Слоган The incredible attack on Pearl Harbor.
Страна США, Япония
Жанр военный, драма, история, боевик, приключения
Бюджет $25 000 000
Сборы в США $14 500 000
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 23 сентября 1970
Премьера в России
Релиз на DVD 9 апреля 2009, «Двадцатый Век Фокс СНГ»
Релиз на Blu-ray 26 ноября 2009, «Двадцатый Век Фокс СНГ»
Ограничение по возрасту 12
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 12 лет
MPAA нет возрастных ограничений
mpaa G
Время 144 мин. / 02:24
Рейтинг Кинопоиска 7.711 / 412
Рейтинг IMDB 7.40 / 17 377
Рейтинг мировых критиков 59
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Фильм снимался на двух площадках — раздельно в США (режиссёр Ричард Флейшер) и в Японии.
Вначале, японскую часть картины снимал Акира Куросава, но после двух лет бесплодной работы его сменил Киндзи Фукасаку (в фильм вошла всего одна минута из съёмок Куросавы).
Съёмки консультировали ветераны войны с обеих сторон, в том числе непосредственный автор плана японской атаки, Минору Гэнда, имя которого не появляется в титрах.
В роли японского авианосца снимался противолодочный авианосец США Йорктаун (CV-10). В роли японских боевых самолётов — американские учебные самолёты T-6 Texan, «одетые» в фальшивые обтекатели.
Авария Boeing B-17 Flying Fortress при посадке — подлинная съёмка настоящего самолёта и настоящей, не постановочной аварии.
Истребители Curtiss P-40, поднимавшиеся в небо в фильме — настоящие, а десятки таких же, уничтоженных на земле — стеклопластиковые макеты.
В главных ролях Эйдзиро Тоно, Джеймс Уитмор, Мартин Болсам, Уэсли Эдди, Со Ямамура, Такахиро Тамура, Тацуя Михаси, Джозеф Коттен, Э. Г. Маршалл, Джейсон Робардс
Роли дублировали Владимир Вихров, Владимир Антоник, Рудольф Панков, Алексей Борзунов, Александр Котов
Режиссер Ричард Флайшер, Киндзи Фукасаку, Тосио Масуда
Сценарий Хидэо Огуни, Ларри Форрестер, Рюдзо Кикусима
Продюсер Масаюки Такаги, Отто Лэнг, Кэйносукэ Кубо
Композитор Джерри Голдсмит
Художник Ричард Дэй, Ёсиро Мураки, Тайдзо Кавасима
Монтаж Шиня Иноэ, Джеймс Е. Ньюком, Пемброук Дж. Херринг
Участники съемочного процесса Олег Форостенко, Владимир Вихров, Никита Прозоровский, Артем Карапетян, Эйдзиро Тоно, Хидэо Огуни, Берри Крёгер, Джеймс Уитмор, Владимир Антоник, Александр Груздев, Фрэнсис Де Сал, Пол Фрис, Валерий Сторожик, Сёго Симада, Хэрлан Варде, Рудольф Панков, Алексей Борзунов, Эльмо Уильямс, Ричард Дэй, Уильям Шэллерт, Дэррил Ф. Занук, Розмари ДеКамп, Мария Овчинникова, Уолтер Брук, Акира Куросава, Асао Утида, Карл Биддискомб, Александр Котов, Джеймс Б. Дуглас, Джек Мартин Смит, Уолтер М. Скотт, Джейми Фарр, Ёсиро Мураки, Джордж Макреди, Ричард Андерсон, Эдвард Эндрюс, Мартин Болсам, Г.Д. Спрэдлин, Хироси Нихонянаги, Киёси Ацуми, Корэя Сэнда, Билл Эдвардс, Тору Абе, Ларри Тор, Эдмон Райан, Дзюнья Усами, Эйтаро Мацуяма, Бонтаро Миякэ, Чарли Пичерни, Уэсли Эдди, Боб Тернбулл, Со Ямамура, Масаюки Такаги, Кадзуо Китамура, Тошио Хосокава, Сюнъити Накамура, Тайдзо Кавасима, Акира Кумэ, Норман Рокетт, Такахиро Тамура, Невилл Брэнд, Шиня Иноэ, Карл Райндел, Ричард Эрдман, Ларри Форрестер, Тацуя Михаси, Отто Лэнг, Джозеф Коттен, Джеймс Е. Ньюком, Мередит ’Текс’ Уэзерби, Итиро Рюдзаки, Сусуму Фудзита, Карл Лукас, Ричард Флайшер, Хэнк Джонс, Рон Мэйсэк, Э. Г. Маршалл, Ладислас Фараго, Хироши Акутагава, Леон Эймс, Джейсон Робардс, Элвен Авар, Джерри Фогель, Кит Эндес, Джефф Доннел, Джун Дэйтон, Том Танака, Рюдзо Кикусима, Казуко Ичикава, Киндзи Фукасаку, Хидэо Мурота, Роберт Шэйн, Кен Линч, Кэйносукэ Кубо, Рик Купер, Пемброук Дж. Херринг, Роберт Карнс, Джерри Голдсмит, Гордон В. Прэндж, Леора Дэна, Томми Сплиттгербер, Хисаси Игава, Майк Данин, Фрэнк Элеттер, Хисао Тоакэ, Харольд Конуэй, Норман Элден, Тосио Масуда

Премии фильма

  • Оскар, 1971 год (us) - Лучшая работа оператора
    Лучшие декорации
    Лучший звук
    Лучший монтаж

Страны производства фильма

  • США (23 сентября 1970) - 0
  • Япония (26 сентября 1970) - 0
  • Австрия (Октябрь 1970) - 0
  • Великобритания (8 октября 1970) - 0
  • Франция (14 октября 1970) - 0
  • Германия (ФРГ) (23 октября 1970) - 0
  • Дания (26 октября 1970) - 0
  • Аргентина (29 октября 1970) - 0
  • Италия (7 ноября 1970) - 0
  • Бразилия (16 ноября 1970) - 0
  • Швеция (16 декабря 1970) - 0
  • Финляндия (18 декабря 1970) - 0
  • Гонконг (18 февраля 1971) - 0
  • Филиппины (7 мая 1971) - 0
  • Австралия (29 июля 1971) - 0
  • Испания (6 декабря 1971) - 0
  • Турция (Январь 1972) - 0
  • Норвегия (31 июля 1972) - 0
  • Индонезия (12 декабря 2004) - 0
  • Сербия (2 марта 2007) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1940-е, Авианосец, Адмирал, Американский солдат, Американский флаг, Ангар, Армия, Аэродром, Биплан, Бомбардировщик, Бомбардировщик Б-17, Бронебойный снаряд, Вашингтон (округ Колумбия), Взрыв, Взрывоопасное вещество, Внезапное нападение, Военная жизнь, Военно-воздушные силы, Военно-морская форма, Военно-морской флот, Военно-морской флот США, Военные корабли, Военный корабль, Военный штаб, Воздушная атака, Воздушная база, Воздушный налет, Воздушный удар, Волны, Вооруженные силы, Восклицательный знак в оригинальном названии, Воскресение, Вторая мировая война, Гавайи, Генерал, Генерал-лейтенант, Генерал-майор, Гигант, Год 1941, Гонолулу, Гаваи, Государственный департамент, Дым, Капитан, Капитан-лейтенант, Капрал, Каталина, Командир, Конвой, Корабль, Лейтенант, Лодка, Майор, Мертвый солдат, Нападение, Национальный парк, Немецкая подводная лодка, Оаху, Гавайи, Обсуждение условий, Объявление войны, Огнестрельное оружие, Огонь, Опрокидывание, Отпуск на берег (у моряка), Перл-Харбор, Печатание, Пикирующий бомбардировщик, Пилот, По мотивам романа, Повар, Повторение слов в оригинальном названии, Подводная лодка, Подполковник, Подтверждение, Полковник, Поражение, Посол, Потери в бою, Президент США, Премьер-министр, Противовоздушное оружие, Пулемет, Пунктуация в оригинальном названии, Радар, Радио, Разведка, Самолет, Самолет-бомбардировщик, Сбитый самолет, Секретность, Сержант, Старший сержант, Стратегия, Тактическая группа, Телеграмма, Тихий океан, Токио, Япония, Торпеда, Уик-энд, Уничтожение, Черный дым, Япония, Японский солдат, Японский флот

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Тигр! Тигр! Тигр!
Текст реценизии Фильм является совместной продукцией двух в прошлом враждующих держав — США и Японии. Создатели картины с обеих сторон подошли к делу серьезно, что не замедлило сказаться на качестве самого произведения.

В фильме детально показаны политическая обстановка накануне вторжения и подготовка японцев к авианалету, в т. ч. конкретные решения и просчеты военачальников с обеих сторон. Это почти документальная хроника с указанием конкретных имен, по насыщенности событиями превосходящая любой другой фильм этого жанра.

Потрясает своим реализмом налет на гавани и аэродромы Перл Харбора, которым заканчивается фильм. Работа создателей спецэффектов вызывает восхищение, за нее они по праву удостоились премии «Оскар». Батальные сцены сняты на высшем уровне, причем большее внимание уделено самому масштабу катастрофы, а не красочным примерам героизма и отваги отдельных персонажей, которых по всей видимости не было и в помине.

В завершающих эпизодах передан весь трагизм ситуации для американцев, которые так и не смогли, несмотря на все старания, определить направление главного удара, и мимолетное удовлетворение для японцев, которые не питали никаких иллюзий, осознавая, что своим «булавочным уколом» они только «разбудили спящего льва».
Оценка 1
Заголовок «Боюсь, все чего мы добились, это разбудили дремлющего великана и наполнили его несгибаемой решимостью! «- адмирал Исороку Ямамото.
Текст реценизии Тора! Тора! Тора! — это радиограмма японского лейтенанта Футиды, возглавлявшего налет на Перл Харбор, о начале гавайской операции японских военно-морских сил 7 декабря 1941 года.

Фильм очень детально и точно показывает события, происходившие накануне вторжения японских войск. С одной стороны мы видим тщательную подготовку Японии к войне и их многочисленные проблемы, разногласия и ошибки у адмиралов. С другой стороны просчеты американского командования и легкомысленное отношение некоторых военачальников к перехватам японских «шифровок».

Фильм подробно рассказывает об обстановке накануне японского вторжения и обо всех политических спорах и конфликтах двух стран с указанием имен всех военачальников и политиков.

Безусловно напрашивается сравнение «Тора!Тора!Тора!» с фильмом «Перл Харбором» 2001 года. У обеих картин, безусловно, есть свои достоинства и недостатки. Однако в фильме «Тора!Тора!Тора!» основной упор делается на достоверности фактов и имен, так как это безусловно фильм о войне и только о ней.

Большой для того времени бюджете в 25 миллионом долларом, масштабность как воздушных, так и наземных съемок, реалистичность всех батальных сцен (ведь абсолютно вся техника снятая в фильме была настоящая без использования компьютерных технологий). Одним словом фантастические визуальные эффекты, удостоенные заслуженного Оскара в 1971 году.

Снятый еще в далеком 1970 году, «Тора!Тора!Тора!» является одним из лучшим фильмом о событиях Второй Мировой войны.
Оценка 1
Заголовок Если все люди братья, то почему так тревожно дует ветер и ходят волны? (с)
Текст реценизии Так премьер-министр Коноэ в разговоре с адмиралом Ямамото процитировал Императора, который о своем отношении к предстоящей войне сказал поэмой. Думаю эта фраза наиболее точно отражает настроение фильма.

Да, сравнивать «Тора! Тора! Тора!» с «Перл Харбор» совершенно некорректно. Первый — даже не военная драма, а исторический фильм без примесей, художественная реконструкция событий. Второй — мелодрама на фоне войны, с упором в зрелищность жертвуя исторической достоверностью. Сразу закроем также и вопрос о спецэффектах. Дело в том, что фильм 1970-го года. В те времена, кстати, в США было много отличных экранизаций военно-исторической литературы, например «На западном фронте без перемен». С технической точки зрения «Тора!» снят с максимальным использованием возможностей того времени. В воздухе летают десятки настоящих самолетов, довольно удачно стилизованных под реальные японские, а американские истребители Curtiss P-40 — настоящие. В роли японского авианосца — противолодочный авианосец США Йорктаун (CV-10). Авария В-17 — настоящая, с использованием настоящего В-17. Ребятам, которые останутся недовольными постановкой батальных сцен скажу: если бы фильм снимался в 2000-х, он был бы точно «круче» «Перл Харбора». А вообще есть и панорамы с нагромождением кораблей, и обилие пиротехники.

С чем можно сравнить фильм на мой взгляд — так это с немецким «Сталинградом». Почему? Да хотя бы потому что это тоже исторический фильм об одном из самых знаковых событий ВМВ. На мой субъективный взгляд японо-американская сьемочная группа более четко поставила перед собой задачи и более удачно их реализовала, чем их немецкие коллеги. И вот почему.

1. В «Тора! Тора!» над японской стороной работала японская съемочная группа. Над американской — соответственно. Причем привлечены были вовсе не случайные люди или какие-нибудь американцы азиатского происхождения. О серьезности подхода говорит хотя бы тот факт, что японскую часть снимал, хоть и недолгий период, Акира Куросава. Военными консультантами были офицеры-ветераны с обеих сторон. Конечно же не требуется, чтобы «Сталинград» был российско-немецким проектом. Но немецкий режиссер не счел нужным не только пригласить русских актеров (не думаю, что в 93-м это дорого бы обошлось), но хотя бы взять русского помощника режиссера и военного консультанта из России.

2. Создатели «Тора! Тора! Тора!» отказались от внедрения в сюжет второстепенных «примесей», избавив себя таким образом от риска «стрелять из пушки по воробьям». Сосредоточившись на исторических фактах, они не стали пытаться придать фильму эмоционально-мелодраматическую окраску для привлечения большей аудитории зрителей. Здесь могут возразить, что немецкий фильм больше о личной драме простых людей, про «окопную правду». Вот поэтому, чтобы качественнее реализовать эти идеи, неплохо было бы последовать примеру американцев см. п.1.

В комментариях к фильму встречаются мнения что фильм затянут, нудно смотреть. Мне так не показалось. Зачем смотреть фильм только в ожидании «экшна»? Фильм отлично передает душную атмосферу надвигающейся бури. Сомнения американского командования. Неясные обтекаемые инструкции… Чем-то напоминает наше «на провокации не поддаваться». Что ж, по крайней мере американским военным не придется ответить головой за тонкости политики.

Воодушевление японских пилотов и моряков… Тревоги адмиралов… Ямамото был здравомыслящим образованным человеком. Таким он и показан в фильме. Кстати актер очень похож внешне на него. В фильме даже соблюдена такая тонкость, как отсутствие указательного и среднего пальцев на левой руке адмирала — привет от русских артиллеристов со времен Цусимы. Как главкому ВМФ сохранить баланс между патриотизмом и понятием о чести (кстати значительно европеизированным)? Единственный шанс на успех маленькой Японии с ее ограниченными ресурсами — внезапное нападение. Но как увязать это с дипломатическим объявлением войны? Что ж, Японии не впервой внезапно нападать. В 1904 г ночной минной атакой на внешний рейд Порт-Артура японцы наказали наших моряков за «русское» разгильдяйство. А затем неравный бой приняли «Варяг» и «Кореец» в нейтральном порту, «против правил». Тогда стране восходящего солнца удалось одолеть «колосса», подточенного изнутри многими болезнями.

Конечно же фильм отражает официальную точку зрения на те события. Но есть версии, что США нарочно создали соблазн атаковать их базу. Наверно это особенно стало актуально в контексте событий 11 сентября, которые сейчас бурно обрастают домыслами. Неясность многих событий дает поводы для таких размышлений. Например отсутствие на базе 3-х авианосцев и 2-х лучших линкоров, недоразумения с расшифрованными японскими инструкциями посольству и т. д. А ведь именно авианосцы были основной целью японцев и главным козырем в грядущей войне. Стоит отметить, что вступлению США в мировые войны предшествовали именно события резко всколыхнувшие пресловутое общественное мнение. В первую — потопление «Лузитании» немецкой субмариной, во вторую — «вероломное» нападение на «Перл Харбор».

Как бы там ни было, японцы не достигли своей атакой предельных результатов. Нетронутыми оказались запасы нефти, ремонтные доки и все подводные лодки. Для этого нужно было либо продолжать бомбардировки, либо отказаться от уничтожения линкоров. В первом случае появлялся риск потерять авианосцы от атак подводных лодок. Конечно японцам можно было ввести в бой еще и линкоры, чтобы полностью стереть базу с лица земли, но тогда почти не оставалось шансов незаметно подойти к Гавайям.

Ямамото принимал поздравления, но не был весел японский адмирал: «Боюсь, все что мы сделали — пробудили спящего гиганта и преисполнили его страшной решимостью»
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Очень хорошее военное кино — бомбардировка Перл Харбора снята на ура! Снимали 35 лет назад, отнюдь не хуже чем сейчас. Музыка Джерри Голдсмита в фильме весьма кстати. Очень красиво сделанные военный серьезный фильм.