Клют (1971)

Klute (1971) 18+


О фильме

После загадочного исчезновения Роберта Милли его близкий друг, частный детектив Джон Клют, начинает собственное расследование. Главной уликой в деле становятся показания «девушки по вызову» Бри Дэниел.

У Бри есть правило: «Запреты созданы для того, чтобы нарушать их». По этому же принципу действует и один из ее клиентов. Расследуя дело, Джон Клют понимает, что за обычным случаем из полицейских отчетов скрывается нечто не совсем обычное…

Подробная информация

Слоган One man is missing. Two girls lie dead. ...and someone breathing on the other end of the phone.
Страна США
Жанр триллер, детектив
Бюджет $2 500 000
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 23 июня 1971
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 18
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 18 лет
MPAA лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
mpaa R
Время 114 мин. / 01:54
Рейтинг Кинопоиска 7.086 / 364
Рейтинг IMDB 7.10 / 10 058
Рейтинг мировых критиков 96
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Роль Бри Дэниелс предлагалась Барбаре Стрейзанд.
В главных ролях Дональд Сазерленд, Джейн Фонда, Дороти Тристан, Вивиан Натан, Бэрри Снайдер, Рита Гэм, Рой Шайдер, Чарльз Чоффи, Моррис Страссберг, Натан Джордж
Роли дублировали Владимир Вихров, Рудольф Панков, Анна Каменкова, Василий Куприянов, Елена Борзунова
Режиссер Алан Дж. Пакула
Сценарий Дэвид Е. Льюис, Энди Льюис
Продюсер С. Кеннет Деленд, Дэвид Ланж, Алан Дж. Пакула
Композитор Майкл Смолл
Художник Энн Рот, Джордж Дженкинс, Джон Мортенсен
Монтаж Карл Лернер
Оператор Гордон Уиллис
Участники съемочного процесса Владимир Вихров, Рудольф Панков, Анна Каменкова, Сильвестр Сталлоне, Дональд Сазерленд, Ирина Губанова, Розалинд Кэш, Джейн Фонда, Роберт Ронан, С. Кеннет Деленд, Марк Мэлвин, Дэвид Е. Льюис, Жан Филдинг, Дэвид Ланж, Бетти Мюррэй, Энн Рот, Кевин Добсон, Дороти Тристан, Ричард Расселл Рамос, Алан Дж. Пакула, Вивиан Натан, Jerome Collamore, Фред Баррелл, Роберт Милли, Ричард Б. Шалл, Мэри Луиза Уилсон, Эллен Стреттон, Бэрри Снайдер, Гарри Римс, Энтони Холланд, Рита Гэм, Василий Куприянов, Вероника Хамель, Рой Шайдер, Елена Борзунова, Джордж Дженкинс, Джейн Уайт, Тони Мейджор, Михаил Лебедев, Джо Силвер, Чарльз Чоффи, Антония Рей, Ширли Столер, Джин Степлтон, Ли Уоллес, Ричард Джордан, Энди Льюис, Карл Лернер, Майкл Смолл, Кэнди Дарлинг, Сергей Клоков, Гордон Уиллис, Моррис Страссберг, Маргарет Линн, Натан Джордж, Джон Мортенсен

Премии фильма

  • Оскар, 1972 год (us) - Лучший адаптированный сценарий по мотивам ранее не опубликованного материала или документальных фактов
  • Золотой глобус, 1972 год (us) - Лучший сценарий
  • Британская академия, 1972 год (uk) - Лучшая женская роль (Джейн Фонда)

Страны производства фильма

  • США (23 июня 1971) - 0
  • США (25 июня 1971) - 0
  • Франция (8 сентября 1971) - 0
  • Италия (29 сентября 1971) - 0
  • Аргентина (14 октября 1971) - 0
  • Япония (16 октября 1971) - 0
  • Финляндия (29 октября 1971) - 0
  • Дания (1 ноября 1971) - 0
  • Норвегия (11 ноября 1971) - 0
  • Германия (ФРГ) (12 ноября 1971) - 0
  • Швеция (15 ноября 1971) - 0
  • Гонконг (16 декабря 1971) - 0
  • Бельгия (6 апреля 1972) - 0
  • Турция (Декабрь 1972) - 0
  • Германия (ГДР) (5 марта 1974) - 0
  • Венгрия (24 ноября 1983) - 0
  • Франция (12 октября 2005) - 0
  • Греция (19 июня 2008) - 0
  • Франция (25 ноября 2009) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Бизнесмен, Вертолет, Девушка по вызову, Детектив, Зависимость от наркотиков, Запись (бумажная, аудио, видео), Имя персонажа в оригинальном названии, Лесбиянки, Магнитофон, Манхэттен, Нью-Йорк, Надзор, Наркоман, Нео-нуар, Непристойный телефонный звонок, Ночной клуб, Нью-Йорк, Отель, Отчужденная сексуальность, Пенсильвания, Переезд, Письмо, Плоская крыша, Полиция, Пролог, Пропавший человек, Прослушивание, Проститутка, Проституция, Прыжок из окна, Психиатр, Психопат, Психотерапия, Публичный дом, Руководитель, Садизм, Секс, Секс до свадьбы, Следователь, Соблазн, Стремление быть актрисой, Сутенер, Телефон, Телефонная прослушка, Убийство, Упорное преследование, Упорный преследователь, Устройство наблюдения, Утопление, Хозяйка борделя, Цинизм, Частный детектив, Частный сыщик

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Истоки жанра
Текст реценизии Фильм Алана Пакулы «Клют» можно назвать одним из первых голливудских эротических триллеров. Без данного фильма определенно не появились бы ни «Основной инстинкт», ни «Цвет ночи».

История о частном сыщике Джоне Клюте(Дональд Сазерленд), в ходе расследования о пропаже влюбившемуся в свидетельницу, проститутку Бри Дэниел(великолепно сыгранная роль Джейн Фондой), сейчас смотрится неоригинально, но фильм, тем не менее, хорош.

Исповедальные беседы Бри с психологом раскрывают ее непростой характер. Бри ужасно одинока и недоверчива, а потому ее отношение к Клюту постоянно меняется. Она не доверяет мужчинам и не доверяет даже самой себе. Бри провоцирует Клюта, и ради этих провокаций фильм заслуживает внимания, ведь Бри Дэниел можно смело назвать одним из прототипов Кэтрин Трэммел.

Эротики, как таковой, в фильме нет, одни намеки, но обыграны они очень интересно, поэтому делают фильм действительно пропитанным сексом.

На данный момент триллер «Клют» практически забыт, но посмотреть его стоит всем поклонникам качественного кино, а тем, кто интересуется, с чего начинался жанр эротического триллера, смотреть вообще обязательно. В фильме действительно интересный сюжет, гениальная актерская игра и потрясающая режиссура.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии За этот фильм Джейн Фонда получила Оскар.

Мне понравилось то, как героиня Джейн, Бри, эволюционирует из безчувственной и одинокой в открытую для любви и понимания женщину. В фильме просто прекрасно, очень реалистично передано весь спектр чувств, которые испытывают «девушки по вызову» и люди, которые пересекаются с ними. Это и презрение психиатра, и снисхождение старика, и само собой одиночество и непонимание Бри.

Минус фильма в том, что режиссер в середине фильма раскрыл особу извращенца, который преследовал Бри. После этого фильм потрял свой шарм и изюминку, оставив лишь ощущение незаконченности истории самой Бри и Клюта. Конец, так и вообще скомканный, хотя и довольно милый, что странно в фильме про проституцию.

8 за отличную игру Джейн Фонды.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Слова были как маленькие выпуклости, щедро рассеянные по всей фарфоровой фигурке. Пыль забивается внутрь, оседает на самой глубине, ее не достать, но все равно проводишь пальцами, пытаясь размягчить твердый краешек и превратить его во что-то податливое, мягкое и теплое, в то, чем он был до того как попал в печь.

Она лежала на диване. Сытая и злая. В моей голове так и отбивали ритм слова одной попсовой песенки «ши`з э битч»… Да, это ее имя. Моим именем было Клют, и я знал, что когда-то давно о нас с ней сняли кино. Кроме него между нами был только диктофон. В холостую прокручивал пленку. Стоп. Назад. И снова. Заново. Тишина между нами отказывалась исчезать.

«Я — нервная шлюха», — говорила она мне. В ту нашу встречу, она будто оправдывалась, не забывая огрызаться. Ей было не по себе от моего пристального молчаливого взгляда. Он казался ей осуждающим. Он загнал ее в угол. Но она так и не узнала, что я хотел только одного, — найти своего друга. Он мог оказаться тем извращенцем под прикрытием заботливого семьянина, который угрожал перерасти в трудноразрешимую проблему. А мог оказаться и подставным лицом, успевшим разложиться за год пребывания в списке пропавших без вести. Только теперь я вижу яснее, что проблема не в этом. Проблема в ней.

Ее психоаналитик говорила, что нет никакой разницы, под видом кого тебя вызывают — девушки по вызову, модели или актрисы. Чувствуете? Секс — единственное в жизни, что могла контролировать Бри. Контролировать — так казалось ей, но когда стираются грани и дозволено все, легко потерять власть над клиентом, если к тому же, в нем прозябает без надобности псих. Чувствует ли она ответственность за эту жалкую власть? По крайней мере она столкнется с продуктом своей власти с глазу на глаз и на этот раз без жертв не обойтись.

А существовал ли я, Джон Клют, такой по-дональдосазерлендски умиротворяющий, гармонизирующий (боже мой, Джейн, ну как в него не влюбиться, ааа, извините, не удержалась) или Клют — это то светлое будущее, в котором всю грязную работу за тебя выполнит кто-то другой?

Да. Сегодня она сука. Но я верю в нее.
Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии После того как спустя полгода полиция ничего не смогла выяснить по делу исчезновения Роберта Милли, за дело решает взяться близкий друг семьи, частный детектив Джон Клют. Главная зацепка в деле — это письма, которые нашли у пропавшего, адресованные некоей Бри Дениэлс — проститутки из Нью-Йорка.

Начав собственное расследование Клют находит Бри и выясняет, что за ней кто-то следит и что с помощью ее он сможет выяснить, что случилось с пропавшим, но при этом между Бри и Клютом возникают отношения…

Может в начале 70-х детективная история, показанная Пакулой выглядела интригующей и своеобразной, то сейчас это уже явно не так. Всю детективную интригу губят на корню, показав в середине фильма человека, который замешан во всей заварухе. Само тело интриги тоже не совсем убедительное, в конце концов, оказывается все очень банально, хотя изначально авторы настраивают на более серьезные мотивы пропажи человека.

Джейн Фонда сыграла хорошо, но не настолько что бы наиграть на «Оскар» который она получила за эту роль. Сазерленд был и то более убедителен в своей роли.

Авторы фильма, можно сказать «выехали» на нелепой детективной интриге, показе звездного тела Джейн Фонды и того, что взяли провокационную тему про мир проституции.

Помимо «Оскара» Джейн Фонды за женскую роль, фильм был номинантом за лучший сценарий.
Оценка 1
Заголовок Клют к сердцу твоему
Текст реценизии В океане лент с историями о детективе, встречающем на пути своего расследования то ли в роли свидетельницы, то ли подозреваемой соблазнительную вертихвостку, и завязывающего с ней интересное знакомство, в которых к тому же подводным течением проносит тему секса и/или садизма, «Клют» был одним из заметных первенцев. Хотя, конечно, в литературе подобные мотивы появились гораздо раньше.

Первые две трети фильма нас будут интриговать драматической детективной историей с вереницей таинств и затронутых психологических проблем. В последней же трети детектив плавно перетекает в драматический триллер, трезубцем вонзающийся в наше сопереживание главным героям и не отпускающий до самого конца.

Психологических тем в «Клюте» и впрямь целая охапка. Героиня Фонды ищет себя на ухабистой модельной или актёрской дороге, но поиски либо слишком сложны, либо не приносят никакого результата. Другое дело быть девочкой по вызову. С клиентами на целый час она становится «лучшей актрисой мира». С клиентами она ощущает свою нужность. Временная анестезия сердца приводит лишь к ещё большему погружению в одиночество, цепочке одинаковых будней, к которым привыкаешь, и с которыми тяжело расстаться даже под влиянием настоящего чувства. Ну и естественно, отдельным пластом расположена тема далеко зашедших сексуальных фантазий с далеко же идущими последствиями.

«Оскар» одной из самых красивых актрис в истории мирового кинематографа Джейн Фонды вполне объясним и логичен. Роль шикарная. Роль выигрышная. Выигрышная именно потому, что героиня по ходу действия преображается, её бросает из крайности в крайность, и в каждом из образов мисс аэробика была великолепна. А вот другой главный персонаж, которого сыграл Дональд Сазерленд, отчасти разочаровал. В немного скомканной завязке он появляется как человек, которому совершенно несвойственна роль частного детектива, но который при этом проявляет неслабые навыки и смекалку. Добавим, что в отличие от героини Фонды, наш дилетант, к сожалению, меняется слишком незначительно, вплоть до конца картины оставаясь с непроницаемым каменным провинциальным лицом, и чурающимся нью-йоркского разврата. И уж не знаешь, кому тут претензии предъявлять, то ли самому Сазерленду, чья игра — это почти отсутствие игры, то ли сценаристу и режиссёру, не развившим персонаж.

Также надо отметить, что порой течение «Клюта» даже более спокойное, чем следовало б. Наличие более активных действий не помешало бы. Финал можно было бы сделать ещё более ярким.

Тем не менее, кино однозначно рекомендуется любителям тонких психологических детективов с элементами триллера, и, конечно, поклонникам Джейн Фонды.

9 из 10