Белые росы (1983)

(1983) 18+


О фильме

Ветеран труда и трех войн, уважаемый человек в деревне Белые росы — Федор Ходас уже давно овдовел и имеет трех взрослых сыновей. Старший чрезмерно расчетлив, младший чересчур весел.

Средний уехал на Курилы и каков он теперь отцу неведомо. Но за всех у старика душа болит, особенно за младшего балагура…

Подробная информация

Слоган
Страна СССР
Жанр комедия
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 9 апреля 1984
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 12
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 12 лет
MPAA
mpaa
Время 89 мин. / 01:29
Рейтинг Кинопоиска 8.087 / 7096
Рейтинг IMDB 7.00 / 131
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Снимали фильм в городе Гродно (Белоруссия), и «роль» Белых Рос «сыграла» реальная белорусская деревня Девятовка, вошедшая в черту города.
В главных ролях Геннадий Гарбук, Галина Польских, Николай Караченцов, Стефания Станюта, Михаил Кокшенов, Александр Беспалый, Всеволод Санаев, Борис Новиков, Станислав Садальский, Наталья Хорохорина
Роли дублировали
Режиссер Игорь Добролюбов
Сценарий Алексей Дударев
Композитор Ян Френкель
Художник Нина Гурло, Евгений Ганкин
Монтаж Лидия Цыпкина
Директор фильма Рафаил Быховский
Оператор Григорий Масальский
Участники съемочного процесса Александр Рахленко, Геннадий Гарбук, Алексей Биричевский, Валентин Букин, Алексей Дударев, Галина Польских, Николай Караченцов, Ирина Егорова, Лидия Цыпкина, Татьяна Шашалевич, Юлия Космачева, В. Лозовский, Нина Гурло, Галина Рогачева, Владимир Грицевский, Александра Зимина, Татьяна Чекатовская, Стефания Станюта, Михаил Кокшенов, Ян Френкель, Олег Севостьянов, Евгений Ганкин, Александр Беспалый, Валерий Филатов, Всеволод Санаев, Борис Новиков, Станислав Садальский, Григорий Масальский, Тамара Муженко, Галина Макарова, Наталья Хорохорина, Михаил Петров, Юрий Кухаренок, Игорь Добролюбов, Галина Вевер, Рафаил Быховский

Страны производства фильма

  • СССР (9 апреля 1984) - 36

Участники съемочного процесса

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Старое, доброе советское кино
Текст реценизии Лет в 14 случайно, от нечего делать вместе с родителями посмотрела фильм. С тех пор стараюсь не пропускать, когда его показывают по телевизору.

Один из тех фильмов, просматривая которые, я будто в машине времени перемещаюсь в те времена — времена молодости моих родителей, в старый добрый Советский Союз, в котором мне к сожалению не довелось пожить.

Создается впечатление, что времена тогда были лучше, и люди были добрее.

Очень добрый, искренний фильм, который понравится всем.
Оценка 1
Заголовок Живите как люди
Текст реценизии Этот замечательный фильм так и не снискал себе звание народной комедии. Его любят заметно меньше чем «Бриллиантовую руку» или «Джентльмены удачи», но «Белый росы» являются жемчужиной советского кинематографа.

Фильм рассказывает о белорусской деревеньке Белые Росы, которую вот-вот должны снести в угоду разрастающемуся городу. Всю жизнь в этой деревне прожил Фёдор Филимонович — он здесь родился, женился, возвращался сюда с трёх войн, воспитал троих детей. И на старости лет, перед закатом лет он борется с новым укладом жизни.

Основной конфликт фильма состоит в противостоянии «старого» и «нового». Новые дома удобные — с удобствами в квартире, с отоплением, с газом, с водопроводом. Молодые люди свободные — им не надо содержать коров, они могут путешествовать, будучи не привязанными к родному месту. Старое, с его неторопливостью, казалось бы, не может существовать рядом с быстрым течением новой жизни, но на деле выходит ровно обратное — Фёдор Филимонович единственный кто может разобраться в жизни взрослых детей.

Лично для меня образ старика Ходаса — есть пример настоящего человека. Пусть он и «остолоп, молящийся солнцу», пусть и отрицает главенство любви, пусть и отказывается жить в деревне, но его советы помогают всегда. Если бы не советы Фёдора Филимоновича, то не было бы простого счастья в семьях его детей. «Живи как человек» повторяет он постоянно, показывая при этом своей жизнью отличный пример для подражания.

Отличный фильм, меняющий намерения достичь успехов в обществе к желанию иметь вокруг себя любящих близких.

9 из 10
Оценка 1
Заголовок «Уже 80 лет смерти фигу показываю…»
Текст реценизии Пожалуй одна из немногих картин отечественного кинематографа, про которою я не могу сказать ничего плохого.

Игра актеров просто потрясающая. Атмосфера русской деревни передана максимально хорошо(тут вам и типичная обстановка деревенского дома, и скотина, и водочка, и песни под гармонь). При просмотре хочется самому ненадолго окунуться в эту добрую деревенскую жизнь, где никто не держит зла и все происходит как будто шутя.

Очень простой и понятный юмор, без всякой пошлости.

Особенно хотелось бы отметить актерскую игру Всеволода Санаева. Он настолько хорошо хорошо сыграл роль простого деревенского мужика, что создается впечатление, как будто он и не актер вовсе, и находится в своей привычной среде.

Финальная сцена заставила задуматься и немного погрустить.

Фильм действительно просто замечательный, и на сегодняшний день это пожалуй моя самая твердая десятка.

10/10
Оценка 1
Заголовок «Уж я к ней и так, и эдак!»
Текст реценизии Странная история с этим фильмом. Вот вроде всем он хорош: и актеры первоклассные — любо-дорого посмотреть, и диалоги такие, что обхохочешься, и идея в картину заложена серьезнейшая, но, однако же, каждый раз после просмотра не покидает ощущение, что чего-то в этом кино недостает. А вот чего? Этого я, к сожалению, сказать не могу.

Вот, давеча посмотрел еще раз. Тот же эффект. Потом всё думал, почему так. И, знаете, показалось, что переходы несколько резковаты — в этом все дело. То комедия, то вдруг скачок, и чуть ли не драма, потом обратно. И так по нескольку раз за неполные полтора часа. Не успеваешь, будто, перестраиваться. Еще не насмеялся досыта над тем, что Валет «кажись, издох!» или, скажем, «кишка закипать начинает!» — не суть — масса смешных моментов в фильме — я уже отмечал это — как тут же приходится размышлять на тему взаимоотношений героев Н. Караченцова и Г. Польских, не говоря уже о лейтмотиве всей картины — судьбе деревни Белые росы. Серьезная проблематика ведь, не надуманные, как часто бывает, вопросики, задачки. А не успеешь погрузиться в раздумья — опять смеяться приходится, потому что Сашка приехал, и он «сын, а не пасынок», и «слушаться должен!» и т. д.

Конечно, можно сказать, что и в жизни оно так — полоса черная, полоса белая, сегодня смеешься, завтра плачешь. Согласен! Но, всё же, наверное, как-то не так быстро все это происходит, чтобы голова кругом шла от такой череды событий. Слишком насыщенной получилась картина, на мой взгляд. Оно бы и хорошо, с одной стороны, скучать не приходится — факт, но уж шибко скоро дело делается — вопреки поговорке из русских сказок.

И все же мне этот фильм нравится. Да, не могу сказать, что люблю его, как многие другие, шедевром, опять же, назвать вряд ли решусь. Но посмотреть вот так чтобы, время от времени — милое дело. Посмеяться, если настроение подходящее, а то и, наоборот, о жизни подумать лишний раз — есть в картине в этой глубина, смысл. Ценю такие.

В общем, максимума не поставлю, но и занижать не собираюсь. Толковое кино, как-никак. И, между прочим, песня в нем дюже замечательная!

9 из 10
Оценка 1
Заголовок Моя любимая классика забытого вами великого кинематографа. 242 часть.
Текст реценизии Наломал немало дров…

Белые росы (я люблю этот фильм)


Как мне кажется, такие фильмы нужно просто знать, потому что именно такие фильмы как «Белые росы» подняли советский кинематограф на очень высокую планку. Сейчас снимаются абсолютно невменяемые русские фильмы, потому что мы забываем свой родной кинематограф и смотрим непонятно куда (на Запад).

Фильм «Белые росы» я смотрел очень много раз, и еще буду смотреть, потому что это очень хороший фильм. Он конечно немного грустный, но смотреть его всегда было очень легко. В нем играют отличные советские актеры, такие как Николай Караченцов, Михаил Кокшенов, Станислав Садальский, Галина Польских и конечно же Всеволод Санаев. А помимо замечательных актеров чувствуется очень уверенная режиссура. Хотя режиссер Игорь Добролюбов раньше часто снимал детские картины.

А что самое главное, так это то, что в этом фильме чувствуется любовь людей, которые работали над фильмом. В нем нет каких-то дурацких шуток и пошлятины, которая буквально затопила сейчас русский кинематограф. Ты просто сидишь, переживаешь или радуешься с героями фильма. Я часто говорю фразу — «сейчас так не снимают». Уж извините меня, но я скажу ее еще один раз, потому что таких сильных картин сейчас не снимают.

Про что этот фильм? Про жизнь самых настоящих людей. Старый отец, у которого три совершенно разных сына живет в деревне «Белые росы». Он должен устроить нормальную жизнь своим сыновьям, а потом уйти на покой. А еще эту деревню скоро должны снести. Многие называют этот фильм комедией и тут действительно будут очень смешные моменты (особенно моменты с Караченцовым), но я бы назвал этот фильм трагикомедией. Время, которое ушло и люди, которые изменились. А почему Росы? И почему они белые? Вы узнаете сами, если посмотрите этот замечательный русский фильм. Рекомендую.

Спасибо.

P.S.

Лучшая сцена в фильмемне очень нравится сцена, когда главные герои пошли свататься к невесте…

10 из 10
Оценка 1
Заголовок «Над тобой вся деревня смеется» — «Ничего, смеютя — не плачут»
Текст реценизии Эту фразу из фильма я всегда вспоминаю, когда окружающие слишком заморачиваются над тем, что подумают другие. Всю картину можно разобрать на цитаты. Вопросы поднимаются философские, со смыслом и при этом нет никаких нравоучений, фильм смотрится легко, время просто пролетает. Казалось бы, только включил телек, а уже заканчивается.

«Белые росы» один из моих самых любимых фильмов. Юмор в нем настолько наш русский, веселый, добрый (никакого сортирного юмора или шуток ниже пояса) и временами немного грустный. Нужно уметь смеяться над собой, при этом не переставать любить себя и свою малую Родину.

Отдельное спасибо режиссеру за идеально созданную атмосферу деревни. Такое ощущение, что не актеры играют, а просто показаны несколько дней из жизни настоящей деревни. Причем, возникает желание поехать туда, пожить их жизнью. Так умело показана красота нашей природы, как ею не устают любоваться герои Санаева и Караченцева. Хотя удивляться тут нечему, ведь вся жизнь деревни зависит от матушки земли.

Актерские работы сделаны на самом высоком уровне. Я даже работой это не могу назвать, актеры не образы на экране создали, а жили настоящей реальной жизнью. Все, абсолютно все на своих местах, сыграно просто великолепно.

Музыка в фильме звучит очень хорошая и к месту.

Жаль, что конец у фильма немного грустный, но ведь и в жизни смех и слезы всегда рядом. Посмотришь картину, посмеешься от души, а потом задумаешься — правильно ли живем? Может что-то главное в этой жизни незаметно ускользает.

Самая любимая фраза в этом фильме: «Люди должны душой, сердцем разговаривать, а если так не получается, чего языками зря чесать».

Рекомендуется к неоднократному просмотру абсолютно всем. Особенно тем, кто устал от «чернухи» и пошлости.

10+ из 10
Оценка 1
Заголовок «У людей сплошные свадьбы, у меня сплошной развод…
Текст реценизии Я не могу сказать точно, какое количество раз я пересматривала данную картину. Но это, вообщем-то и не важно, учитывая то, что каждый раз, я смотрю её как в первый раз! И вновь и вновь получаю много позитивных эмоций.

Замечательный, просто восхитительный актерский состав. Особенно для себя могу отметить игру Николая Караченцева с его бедовым, но вызывающим неимоверную симпатию «Васькой», и конечно же, Всеволода Санаева! На его герое, в сущности и выстроен весь сюжет фильма. Мудрый, ироничный, добрый старик. Трудно удержать слезы во время его финальной реплики…

Светлый, добрый фильм, повествующий о семье, любви и человечности. С ноткой приятного, ненавязчивого юмора. Если вы, по каким то непонятным мне причинам, еще ни разу не посмотрели «Белые росы», сделайте это обязательно! И вы никогда не пожалеете о потраченном времени.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Обломал немало веток, наломал немало дров.
Текст реценизии Недавно этот фильм показывали по телевизору и я его в первый раз в жизни посмотрел полностью. Раньше видел обрывками — помню Караченцова в гнезде, процедуру пропаривания спины горячим кирпичом и момент, где пошли сватать героя Кокшенова. Но так чтобы полностью — этого не было. А тут посмотрел. И не пожалел.

Возможно, кто-то посчитает меня старомодным (парень, тебе 17! Прекращай слушать «Квин» и «Аббу»! Хватит залипать по фильмам тридцатилетней давности!), но мне очень нравится фильм «Белые росы». Его не называют в первую очередь когда говорят «Лучшие советские комедии». Но картина не пытается быть лучшей или ещё какой-то. Она просто хорошая и очень душевная. Большое спасибо отцу, который привил мне любовь к старым вещам.

В пантеон запоминающихся сцен, кстати, я добавил прекраснейшую сцену с псом Валетом (или Вальтом), которому дали попробовать настойку, а потом… В общем, вы знаете. Спасибо огромное актёрам. Не только тем, кто сыграл в этой сцене (Санаев и Новиков), но и вообще всем — Караченцову, Кокшенову, Польских, Садальскому, Гарбуку (наверное, самая известная роль этого не самого известного актёра). А ещё момент, когда герой Садаева приходит на почту отправлять среднему сыну телеграмму! Душевно и очень смешно.

Лента хороша как комедия и как драма, хотя последний жанр я недолюбливаю и особо мне здесь говорить нечего. Да и в реальной жизни у актёров были свои драмы — например, Борис Новиков запомнился миллионам как гений-второплановик, но жил он вообще скромно и умер в безвестности.

Я не буду писать многого об этой ленте. Потому что моя главная задача сейчас не ознакомить кого-то с этим фильмом, а выразить этому кино моё почтение и сказать ему крепкое, человеческое Спасибо.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок «дом с удобствами»
Текст реценизии 1982 год, город Гродно, на его окраине деревушка Белые Росы готовится к сносу, а ее жители к переезду в «дома с удобствами». Федос и три его взрослых сына по-разному подошли к этому моменту. Старший сын женат и мечтает об отдельной квартире, средний последние 16 лет в Воркуте и просыпается под кукареканье родных петухов записанное на магнитофон, младший сын начинает каждое утро с обращения к журавлям, живущих на одном из деревьев во дворе, предупреждая их о неизбежной смене места жительства в следующем году…

В общем смотреть обязательно, ведь пожалуй 2/3 населения нашей богоспасаемой прошли через подобную ситуацию в 60-х, 70-х, 80-х годах прошлого века…

естественно

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Легенда. В далёкие времена, когда мир не захватил ещё Павел Дуров и Джастин Бибер, страна наша называлась четырьмя буквами, а люди все как один были светлые душой. На экраны выходили добрые фильмы, над которыми смеялись и плакали — сколько бы раз их ни смотрели. Все герои казались родными, поэтому за недостатки их можно было лишь ласково журить, а за обретённое под конец счастье — безмерно уважать. Песни, исполненные в кадре, помогали строить и жить, звучали за столом и за работой. Диалоги не растаскивали на цитаты, ведь люди продолжали говорить так, как просит сердце. Наконец, шутки вырастали там, где недавно лились слёзы, добавляя комедии лиричности, а трагедии — невыносимой лёгкости.

Быль. Да просто по утрам у нас выпадают росы, и они белые! Государства распадаются и создаются, деревни сносятся, а их жителей переселяют в квартиры с удобствами. Корову Машку ведут на базар, дворового пса Валета запирают в четырёх стенах и выгуливают два раза в день. Время диктует свои правила, и других фильмов в СССР быть не могло.

Правда жизни. А солнце всё там же встаёт над горизонтом, и девки всё так же хотят замуж, и самогонка по-прежнему слаще мёда. Николай Караченцов — первый Брэд Питт на деревне с поправкой на алкоголизм и русскую хандру. Всеволод Санаев нисколько не уступает Клинту Иствуду в умении ковать афоризмы на ходу и жечь глаголом. Игорь Добролюбов не изобретает велосипед, а уверенно рассекает полотно картины на самокате бытовой, близкой всем и каждому истории. Сценарист ловко перекраивает сказку о трёх братьях на современный (ему) манер, сохраняя ту самобытность, которая и по сей день привлекает зрителей к экрану.

В завершение остаётся только крикнуть «Горько!», в который раз подивившись русскому языку, не допускающему однозначности, даже когда жених целует невесту, и начинается новая жизнь.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок Мой Гродно в кинематографе. Часть 1
Текст реценизии И сегодня на окраине белорусского областного центра находится улица с поэтическим названием Белые Росы. Достоверно неизвестно происхождение этого названия (в фильме раскрывается лишь одна из версий), ясно только одно — ещё совсем недавно всего несколько десятилетий тому назад на этом месте располагалась деревня. Была она столь древняя — что помнит даже шведов времён Северной войны. В январе 1706 года направлялись они через неё с целью окружения под Гродно русской армии под командованием Алексея Меньшикова. Только чудом вырвался тогда любимец русского императора из кольца, побросав для более быстрого отступления все свои пушки (около полусотни) в Неман (две из них, поднятые из реки в 1970-ые гг., красуются у входа в местный историко-археологический музей). Но оставим в покое историю. Ничто так неумолимо над человеческой жизнью, как время. Город постепенно рос и расширялся, так черёд дошёл и до Белых Рос. Микрорайон Девятовка — ещё совсем недавно самый быстрорастущий и перспективный в городе поглотил в начале восьмидесятых годов прошлого века и эту деревню. Многие по разному относились к этому событию, что хорошо показано в самом фильме. Главная идея картины, на мой взгляд, оценка жизни со стороны различных поколений. Хорошо показан этот контраст — молодого и старшего поколения.

Живёт в белорусской деревне старик Фёдор Ходас — заслуженный и уважаемый человек, ветеран труда и трёх войн. И было у него три сына: младший — Васька, непутёвый балагур и гуляка, постоянно чудит, несмотря на свои тридцать пять. И всё от того, что жена его любит другого. Средний — Сашка, давно покинул родной дом, работает на золотых приисках Севера. Старший сын — Андрей, серьёзный человек, и живёт вроде хорошо — в достатке, только вот детей у него нет. Казалось идеальная семья, только у каждого из них — свои проблемы и неприятности. Все четверо — люди абсолютно разного склада и характера, но у них есть то, что объединяет — одна семья и родные Белые Росы.

Белые Росы — это не только история семьи Ходасов, не только жизнь одной деревни на примере гродненских Белых Рос — это история о взаимоотношении поколений, их устоев и ценностях.

Фильм смотрится легко и непринуждённо, вполне подходит для приятного времяпрепровождения. Для меня этот фильм особенно близок и не только потому, что съёмки его проводились в родном мне городе. Каждый дом, каждый уголок, мелькающий в картине, мне знаком и дорог, поскольку работая в одной из школ микрорайона Девятовка, я практически каждый день прохожу по этим местам. Кстати, то поле, где последний раз Фёдор Ходас прощается со своей коровой и до сих пор остаётся таковым.

9 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Белые Росы — деревня на окраине города, где живет старик Федос, у которого как в сказке 3 сына. И все трое — демонстрация кризиса семьи. На троих всего один ребенок, и тот как выясняется, не совсем того рода (в смысле не той фамилии). В общем-то в основном в этом семейном квадрате и развивается действие картины, чуть больше внимания уделяется разве что младшему сыну Василию (Н. Караченцов) и разрешению его внутрисемейного конфликта.

И все это, как заявлено в названии, на фоне наступления города на деревню. В буквальном смысле — она готовится под снос. Недаром деревня выглядит патриархально со всех точек зрения — и жизненный уклад, и старики и старухи, и внешний антураж (петухи и пр.). Город же явлен более административно — суд, магазин (в котором уже «дают»… вино, конечно), милиция… Но это всего лишь ощущения.

В фильме продолжается та линия, которая в литературе заявлена поколениям писателей-почвенников — Шукшин, Белов, Солоухин, Распутин, Астафьев. В достаточно юмористичной манере выражена тоска по «правильной» деревенской жизни, которая формирует и особую трудовую этику (недаром Федос в одном из эпизодов восклицает: в квартире в городе, страшно сказать, во двор по нужде и то выходить не надо!), и крепкие семейные связи (детей рожать перестали! Мы с матерью друг другу ни про какую любовь не говорили, а прожили душа в душу!), наконец, индивидуальность и внутренняя сила («ты бы Федос паханом мог быть!»), не говоря уже о колорите, выраженном в ярком персонаже Бориса Новикова (недооцененного, на мой взгляд, актера), создавшего почти в одиночку все комедийные ситуации. В какой-то степени, финал примиряет — герой (атеизм все-таки господствует!) говорит слова благодарности Солнцу, ну и слова о том, что свою жизнь он прожил не зря. Кто бы спорил! Смогут ли об этом сказать его сыновья — вопрос открыт по-прежнему.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок Замечательный юмор, житейская мудрость и неиссякаемая любовь к жизни — это «Белые росы»
Текст реценизии Этот фильм я впервые посмотрела довольно давно, еще учась в начальной школе, и тогда он показался мне комедией. Конечно, в нем полно действительно смешных моментов, которые остаются в памяти и неизменно вызывают улыбку, несмотря на то, что уже почти все реплики знаешь наизусть, но, мне кажется, называть этот фильм исключительно комедией ошибочно. В легкой, забавной форме в нем поднимаются очень важные вопросы: семейные отношения, любовь в разных ее ипостасях: к супругу, к родителям, детям, родной земле и жизни в целом. Если раньше, многого не понимая, я смотрела этот фильм только чтобы от души посмеяться над забавными ситуациями и потрясающими диалогами, то теперь я могу многое для себя почерпнуть. И не всегда пример героев положителен, но на чужих ошибках, конечно, учиться проще, чем на своих, и не важно, что эти ошибки — сюжетный ход. Кино настолько душевное, жизненное, что при просмотре создается такое ощущение, будто беседуешь с добрым, мудрым человеком, который может многому научить, пожурить, если надо, и, разумеется, приободрить. Лично у меня каждый раз после просмотра этого фильма возникает странное чувство: вроде бы все заканчивается благополучно, но финальная сцена вызывает светлую грусть. И это ничуть не портит впечатление от фильма. Наоборот, подведенные итоги событий, составивших сюжет, а также всей жизни — это та тонкая, лирическая нота, которая придает картине особое настроение… Звучание, я бы сказала, причем этот звук удивительно приятный и чистый, как пение птиц или плеск ручья.

В фильме настолько правдоподобна атмосфера деревенской жизни, начиная от пейзажей и заканчивая предметами быта, что в какой-то момент невольно жалеешь о том, что нельзя оказаться по ту сторону экрана: вдохнуть медвяный запах цветов, выпить чистой колодезной воды, просто прогуляться по тихим улочкам среди старых домов, предназначенных на снос… Актеры великолепно сыграли своих персонажей. Вот честное слово, иногда я просто забывала о том, что эти люди на самом деле не живут в той деревне!

По сути, весь фильм — это копилка житейской мудрости: «Живи как человек», «Смеются — не плачут», «Я с вашей матерью не объяснялся, про любовь не разговаривал, а почти 50 лет душа в душу»… Кстати, насчет последней фразы, которую в свое время я сочла довольно спорной… Она и сейчас многим покажется такой, но стоит вспомнить, сколько порой ведется разговоров о чувствах, сколько объяснений происходит, а за словами не следует ничего. Любовь — это не слова, это, я думаю, счастливо прожитая жизнь.

10 из 10