Головокружение (1958)

Vertigo (1958) 18+


О фильме

Скотти Фергюсон — отставной сыщик, которого не назовешь баловнем судьбы: одинокий, оставшийся за бортом своей профессии, да еще и страдающий патологическим страхом высоты. Бывший коллега Гейвин Элстер просит его последить за своей женой Мэделин, одержимой идеей самоубийства…

Подробная информация

Слоган Можно ли вернуться из мира мертвых?
Страна США
Жанр триллер, детектив, мелодрама
Бюджет $2 479 000
Сборы в США $7 311 013
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 9 мая 1958
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 12
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 12 лет
MPAA рекомендуется присутствие родителей
mpaa PG
Время 129 мин. / 02:09
Рейтинг Кинопоиска 8.109 / 7562
Рейтинг IMDB 8.50 / 145 308
Рейтинг мировых критиков 98
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Права на фильм были выкуплены самим режиссёром и составили наследство его дочери, так что новые поколения зрителей увидели этот фильм только в 1985 году.
В основе фильма лежит вольный пересказ романа «Из мира мертвых», написанного совместно Пьером Буало и Томом Нарсежаком.
Съёмки фильма проходили в период с 30 сентября 1957 по 19 декабря 1957.
Было снято также послесловие фильма, запрещенное европейской цензурой, однако не вошедшее и в оригинальную американскую версию. В ней мы видим более-менее вылечившегося Джона вместе с Мидж слушающего репортаж, посвященный поимке в Европе Гевина Элстера.
На роль Мэделин Хичкок планировал взять Веру Майлз, но та была вынуждена отказаться из-за беременности.
«Головокружение» — четвертый и последний совместный проект Альфреда Хичкока и Джеймса Стюарта.
Картину холодно восприняли как критики, так и зрители. Сокрушенный Хичкок обвинил в неудаче исполнителя главной роли Джеймса Стюарта, сказав, что он исчерпал себя и его лучшие годы позади. Больше Хичкок никогда не снимал Стюарта в своих фильмах, хотя до этого он слыл его любимчиком.
Во время съемок у Хичкока и Ким Новак были очень натянутые отношения. Во-первых, идеальной исполнительницей Мэделин Хичкок считал Веру Майлз, а Новак ему навязали студийные боссы, во-вторых, Ким переодически давала Хичкоку советы, чего режиссер не любил.
Камео Хичкока — в начале фильма проходит по улице в сером костюме.
В главных ролях Джеймс Стюарт, Рэймонд Бэйли, Том Хелмор, Генри Джонс, Ким Новак, Дэвид Адар, Ли Патрик, Эллен Корби, Барбара Бел Геддес, Константин Шэйн
Роли дублировали Никита Прозоровский, Нина Тобилевич, Василий Дахненко, Людмила Шувалова, Диомид Виноградов
Режиссер Альфред Хичкок
Сценарий Сэмьюэл А. Тейлор, Максвелл Андерсон, Алек Коппел
Продюсер Альфред Хичкок, Херберт Коулмэн
Композитор Бернард Херрманн
Художник Генри Бамстед, Эдит Хэд, Хэл Перейра
Монтаж Джордж Томазини
Оператор Роберт Бёркс
Участники съемочного процесса Бесс Флауэрс, Джеймс Стюарт, Олег Форостенко, Никита Прозоровский, Нина Тобилевич, Сэм Комер, Форбс Мюррэй, Джеффри Сейр, Генри Бамстед, Эдит Хэд, Ольга Сирина, Пол Брайар, Василий Дахненко, Альфред Хичкок, Рудольф Панков, Людмила Шувалова, Диомид Виноградов, Хэл Перейра, Бернард Херрманн, Маргарет Брэйтон, Джон Бенсон, Ирина Савина, Андрей Казанцев, Рэймонд Бэйли, Нина Шипман, Уильям Ремик, Херберт Коулмэн, Эзель Пул, Роберт Бёркс, Фрэнк Р. МакКелви, Том Хелмор, Сэмьюэл А. Тейлор, Стив Конте, Дон Джованни, Дори Симмонс, Бак Харингтон, Сара Тафт, Роксанн Делман, Генри Джонс, Лайл Морейн, Кэти Рид, Максвелл Андерсон, Ким Новак, Дэвид Адар, Пьер Буало, Тома Нарсежак, Фред Грэхэм, Жан Корбетт, Бруно Делла Сантина, Ли Патрик, Молли Додд, Эллен Корби, Джун Жослин, Дэвид МакЭлхаттон, Джордж Томазини, Джек Ричардсон, Изабель Аналла, Барбара Бел Геддес, Алек Коппел, Константин Шэйн, Арт Ховард, Джек Ано, Джулиан Петруцци, Джоан Гентон, Роланд Готти, Катрин Ховард, Виктор Готти, Эд Стевлингсон, Маргарет Бэйкон, Милиза Мило

Страны производства фильма

  • США (9 мая 1958) - 0
  • США (28 мая 1958) - 0
  • США (28 мая 1958) - 0
  • Бразилия (21 июля 1958) - 0
  • Испания (22 июля 1958) - 0
  • Япония (7 октября 1958) - 0
  • Норвегия (13 ноября 1958) - 0
  • Франция (12 декабря 1958) - 0
  • Финляндия (19 декабря 1958) - 0
  • Швеция (26 декабря 1958) - 0
  • Португалия (13 января 1959) - 0
  • Италия (22 января 1959) - 0
  • Германия (ФРГ) (3 февраля 1959) - 0
  • Нидерланды (3 февраля 1959) - 0
  • Гонконг (23 апреля 1959) - 0
  • Испания (30 июня 1959) - 0
  • Уругвай (10 августа 1959) - 0
  • Греция (4 января 1960) - 0
  • Дания (4 января 1960) - 0
  • Турция (3 января 1961) - 0
  • Германия (ФРГ) (21 мая 1966) - 0
  • США (28 октября 1983) - 0
  • Швеция (11 февраля 1984) - 0
  • Финляндия (24 марта 1984) - 0
  • Япония (24 марта 1984) - 0
  • Бельгия (21 июня 1984) - 0
  • Австралия (2 августа 1984) - 0
  • Португалия (8 февраля 1985) - 0
  • Германия (ГДР) (30 декабря 1989) - 0
  • США (4 октября 1996) - 0
  • Новая Зеландия (13 марта 1997) - 0
  • Великобритания (25 апреля 1997) - 0
  • Норвегия (13 июня 1997) - 0
  • Дания (20 июня 1997) - 0
  • Нидерланды (3 июля 1997) - 0
  • Финляндия (12 сентября 1997) - 0
  • Португалия (17 апреля 1998) - 0
  • Германия (13 августа 1999) - 0
  • Франция (19 мая 2004) - 0
  • Греция (18 июня 2009) - 0
  • Португалия (20 декабря 2012) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1950-е, Акрофобия, Актриса, играющая несколько ролей, Алкогольный напиток, Аллея, Анимированный эпизод, Безответная любовь, Бизнесмен, Боязнь высоты, Букет, Бывшая невеста, Бюстгальтер, Верфь, Визуальный эффект Dolly Zoom, Вождение автомобиля, Волосы, Выглядеть похоже, Выдача себя за другое лицо, Глаз, Головокружение, Дерево, Деревянная лошадь, Драгоценности, Друг по колледжу, Дружба, Душевный срыв, Женские слезы, Женский плач, Женщина в очках, Живопись, Закадровый голос, Залив Сан-Франциско, Зеркало, Известная мелодия в фильме, Извозчичий двор, Иностранноязычная адаптация, Исповедь, Калифорния, Квартира, Кладбище, Книжный магазин, Колокольня, Коммерческий художник, Конюшня, Корсет, Кризис личности, Крупный план глаз, Культовый фильм, Курение сигарет, Кюль Де Сак, Лейтмотив, Лес, Лес красного дерева, Лестница, Любовь, Любящий человек, Магазин одежды, Манипуляция, Меланхолия, Менеджер отеля, Место захоронения, Метафильм, Мистификация, Многоквартирный дом, Могила, Могильный камень, Молния в темноте, Монахиня, Мост Золотые Ворота, Муж убивает жену, Мужской клуб, Музей, Музей искусств, Музыка к фильму в исполнении оркестра, Навязчивая идея смерти, Надзор, Невротик, Неожиданный финал, Неотправленное письмо, Нервное расстройство, Новое платье, Обман, Обморок, Овладение чужим телом, Одержимость, Ожерелье, Окрашенные волосы, Оригинальное название из одного слова, Оригинальное название, сказанное персонажем, Отель, Отношения мужа и жены, Отставка, Офицер полиции, Падающий в обморок человек, Падение с высоты, Память, Паранойя, Парикмахерская, Персонаж признаётся в любви, Плач, Плачущая женщина, Плоская крыша, Пляж, По мотивам романа, Погоня по крышам, Поездка в автомобиле, Полисмен, Полицейская погоня, Полицейский детектив, Полиция, Попытка самоубийства, Портретная живопись, Потеря жены, Потерянная любовь, Предательство, Преследование, Преследуемый воспоминаниями прошлого, Преследуемый герой, Психиатрическая лечебница, Ресторан, Роковая женщина, Романтическое увлечение, Самозванец, Саморазрушительное действие, Самоубийство, Сан-Франциско, Калифорния, Скептик, Скептицизм, Скрытая нагота, Следствие, Слежка на машине, Случайная смерть, Совокупность мысленных образов, Создание нового облика, Спасение, Спасение утопающего, Спираль, Странствие, Судостроитель, Сюрреализм, Табурет, Таинственная женщина, Трагическое событие, Транс, Транспортная компания, Трансформация, Убийство, Убийство жены, Убийство офицера полиции, Упоминание Джека-потрошителя, Упоминание Кока-колы, Упоминание Моцарта, Фетиш, Фильм кончается сценой смерти, Флешбэк, Фобия, Холостяк, Художник, Цветное кино, Цветок, Цветочный магазин, Церковный колокол, Церковь, Частный детектив, Частный клуб, Частный сыщик, Человек, принятый за другого, Чувство вины, Эпизод во сне

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Уроки наваждения
Текст реценизии Хичкок был ясновидящим, он видел фильмы, прежде чем придумывать их...»
Жан-Люк Годар

В классе темно, за партами сидят три десятка учеников, посреди — огромный экран. Открывается дверь, и перед экраном мелькает легендарный профиль с надутыми щеками и крючковатым носом, напоминающим нахохлившегося филина. Тема урока — техника построения саспиенса в кино, название курса — «как правильно снимать психологические триллеры». За партами учащихся можно угадать таких учеников, как Роман Поланский, Пауль Верхувен, Брайан Де Пальм. За стенами класса притаился у замочной скважины весь Голливуд, желая подслушать и впитать секреты магии манипулирования зрителем. И Мастеру нечего скрывать. Не произнося ни слова, он молча запускает кинопроектор, с экрана звучит тревожная музыка, а на самом начинают бегать знакомые до боли титры «Головокружения». Смотрите, учитесь….

Сам Хичкок любил повторять: «Для того, чтобы снять великий фильм, нужно всего три вещи: сценарий, сценарий и еще раз, сценарий». Возводя в абсолют заслуги сценариста, великий режиссер лукавил: с его талантом и собственной техникой саспиенса, он мог любую невинную сцену разговора или даже чистки ботинок превратить для зрителя в пульсирующий комок постоянного напряжения и беспокойства. Хичкок всегда полностью использовал все доступные в его арсенале средства художественной выразительности: цвет, звук, музыку, операторские ракурсы, игру актеров. Чувства зрителей во время просмотра были для него точным инструментом, на котором он играл с изяществом настоящего органиста.

Вот и сценарий «Головокружения» — это просто партитура, набор нот на концерте, где главное удовольствие для слушателя заключается именно в исполнении. К бывшему полицейскому, страдающему от панической боязни высоты, обращается его старый друг с невинной просьбой последить за его женой. Естественно, вскоре он в нее влюбляется, причем настолько сильно, что после ее смерти не может отделаться от наваждения. И встречая однажды женщину, которая внешне напоминает его возлюбленную, старается сделать из нее копию той, которой лишился и не подозревает, какой сюрприз ожидает его…..

«Головокружение» — это почти камерная история с ограниченным количеством персонажей, где все участники постоянно пытаются манипулировать друг другом. Но подлинный интерес Хичкока изначально привлекла лишь одна из них: мужчина, который пытается из одной женщины сделать подобие другой, которую давно любил. В психологии это называется термином «замена», когда человек пытается экстраполировать чувства к одному объекту на совсем другой, намеренно подчеркивая его внешнее сходство с оригиналом.

По сути, «Головокружение» — это образная метафора фрейдистского психоанализа. Выложив перед зрителем все сюжетные карты за 30 минут до финала, Хичкок предлагает зрителю необычную, но не менее увлекательную игру: вместо угадывания сценарных сюрпризов заняться разгадыванием пазлов из психологии своих персонажей. Начинается сеанс психологического стриптиза, где каждое последующее действие все более и более обнажает зрителю истинную человеческую сущность, все скрываемые помыслы и истинные мотивы поступков. Хичкок холоден и беспощаден к своим персонажам: в итоге, каждый из них получит ровно столько, сколько заслуживает.

Но вместе с тем, это еще и очень личный фильм, почти признание и исповедь режиссера. Раз за разом, в разных фильмах, Хичкок работал с разными актрисами, но фактически все время лепил из них на экране один и тот же вечный женский типаж, прообразом которого в данном фильме стала Ким Новак. Желание наделить живую красоту чертами мертвого или невозможного идеала, которое сам Хичкок называл «внутренней некрофилией» — это центральная тема фильма, по значимости для режиссера, гораздо превосходящая его детективную составляющую. Подобно своему же герою, Хичкок творил из подручного, схожего материала собственный идеал женщины, и обнажая скрытый вуйеризм своего героя, режиссер тем самым, откровенно исповедовался и в собственном. В конце концов, все мы привычны и готовы внутренне придать некоему человеку черты абсолютного идеала, которому он просто не может соответствовать. И во всех языках и мировых культурах, этот самообман принято называть любовью.

Хичкок всегда был техническим новатором, который старался на полную катушку использовать любое из доступных ему технических новшеств. Свой первый цветной фильм «Веревка» он снял в 1948 году, но для того, чтобы полностью освоиться и научиться использовать цвет не только в качестве палитры и фона, но и одного из важных средств выразительности, ему потребовалось долгих 10 лет. В «Головокружении» цвета подчеркивают образы, доносят скрытый подтекст, играют, манипулируют со зрителем не хуже музыки и звукового ряда. Сопровождающая героиню дымка зеленого цвета олицетворяют некую таинственную мечтательность. Синий олицетворяет безумие героя, красный — потрясение, шок от пережитого, и одновременно — чувство вины, незримо с ними связанное.

Кроме того, для воссоздания эффекта головокружения от высоты, Хичкок впервые использовал прием стремительного приближения заднего фона, ныне именуемый «зумом» и используемый повсеместно, как с надобностью и без оной. Сейчас немного смешно звучит, но этот прием Хичкок обдумывал более 15 лет, планируя его использовать еще в «Ребекке», а сама сцена на колокольне, благодаря использованию трансфокатора обошлась продюсерам в 19 тысяч долларов.

«Головокружение» — это очень размеренный, медитативный фильм, совсем непохожий на другие работы мастера. Главное в нем — не сюжет, не саспиенс и даже не безупречная игра актеров (хотя сам Хичкок был ею не доволен, и больше их никогда не снимал), а безупречно выстроенная атмосфера настоящей любви, которая всегда является истинным наваждением.

Пленка останавливается, в классе зажигается свет. Ученики расходятся по домам для творческого осмысления, которое не заставит себя ждать. Некоторое время спустя, отличники положат на стол Мастера свои отличные сочинения «Отвращение», «Жилец», «На грани безумия», «Основной инстинкт»… Для других же выпускников фильм о наваждении превратится в наваждение персональное, и в каждой собственной работе, они будут снова и снова вытаскивать на экран эти хичкоковские цвета, лестницы, тени, впрочем не добиваясь при этом должного эффекта. Ведь несмотря на этот очевидный урок, главный из секретов мастерства, Учитель унес с собой в могилу: для того, чтобы снимать как Альфред Хичкок нужно… просто родиться Альфредом Хичкоком.

9 из 10
Оценка 1
Заголовок О роли фантазии в нашей жизни
Текст реценизии Головокружение — фильм, который был не очень высоко оценен критиками и не имел большого успеха в прокате, однако сейчас по праву считается шедевром жанра и выглядит очень современно.

Атмосфера этого психологического триллера нагнетающая, очень напряженная.

Сюжет фильма делится как бы на 2 части, очень разные по своему настроению.

Главный герой — Джон «Скотти» Фергюссон, бывший полицейский, страдающий от головокружения, вызываемого боязнью высоты. В первой части он следит за Мэделин — якобы одержимой кем-то из прошлого и страдающей суицидальными наклонностями женой своего бывшего одноклассника корабельного магната Гэвина Элстера, по его же просьбе. Во время этой слежки он — старый холостяк, который боится любви, боится настоящего чувства (об этом мы можем узнать из его разговора с Мэдж, с которой он не смог, побоялся довести отношения до логического конца) влюбляется в Мэделин. Ее возвышенный образ настолько овладевает его чувствами, что он не замечает в ее действиях никакого обмана или подвоха. Джон искренне пытается помочь своей возлюбленной избавиться от преследующих ее демонов, но ему это не удается.

В этом фильме показано, как фантазия управляет реальностью и в какую зависимость от нее может попасть человек.

Первоначально на роль Мэделин планировалась Вера Майлз, которой пришлось отказаться от съемок по причине беременности. Поэтому на эту роль была приглашена Ким Новак. Работой с ней Хичкок был не очень доволен, так как у нее было много своих идей, а он не любил спорить с актерами на съемках. Но Ким Новак на мой взгляд превосходно справилась со своей ролью. В первой части ее героиня очень притягательна, чувственна, элегантна, от ее образа веет загадочностью. Неудивительно, что детектив влюбляется в нее. Во второй части ее героиня — простушка, ее движения неуклюжи. Она вызывает сначала жалость, а потом и неприязнь.

Головокружение — один из самых известных фильмов великого мастера саспенса и безусловно его стоит помотреть!
Оценка 1
Заголовок Наваждение
Текст реценизии Сегодня «Головокружение» является одним из знаковых фильмов Альфреда Хичкока, новаторским до той степени, что актуален и современен даже спустя половину века, однако, в свое время не снискал большой популярности в прокате. Потому его справедливо и считают фильмом, обошедшим время, непонятый тогдашним зрителем, но оцененный по достоинству годы спустя, как образец качественного кино, на которое следует равняться. Самым ярким приемом с технической точки зрения в фильме считается игра с зумом, которой Хичкок изобразил акрофобию главного героя, в честь которой и был назван фильм. Однако внешний недуг сопоставляется с душевными переживаниями, смятениями в души из-за внезапно нагрянувшей и невозможной любви. Эта двойственность сопровождает весь фильм, в каждом его аспекте, словно гипнотизируя зрителя.

Не беспричинно восхищал Хичкок именно сюжетными достоинствами сценариев, как никто другой чувствуя эту особенность нутром. Даже сегодня из глубины своего времени опровергает утверждение, что кино остросюжетное имеет много общего с кино развлекательным, которое, никакой низкосортности на себе не несет, в принципе, но имеет данный подтекст относительно дурного вкуса массовой кинопродукции. Так сюжет «Головокружения» головокружителен сам по себе, основан не только на интриге, но и на повторяющихся мотивах, что само собой вызывает некоторое замешательство при просмотре, где его усиливает создаваемое музыкой и зрительными образами напряжение. Именно чувство сюжета позволило Хичкоку создать неотделимо от него эту потрясающую игру восприятия, загадочную и манящую.

Отношения главных героев напоминают игру в прятки, когда при близости и единстве побуждений вынуждены скрывать себя друг от друга. Дважды авантюра достигает пика, и символично то, что происходит это на одной и той же колокольне, и от того история, рассказанная мастером детектива, приобретает шарм мистического произведения. Впрочем, последняя часть уже не детектив, это романтическая история проникнутая глубиной психоанализа, где на замену чувствам приходят призраки бессознательных манипуляций друг другом, построение внешне идеального образа, в который только предстоит заново влюбиться и, возможно, даже исправить прошлые ошибки. Главный герой здесь уже не кажется тем славным малым, которым был сначала, он некий сумасбродный дух безвозвратно ушедшего прошлого.

Жанровые рамки «Головокружения» размыты, здесь имеется и напряженность триллера и признаки чисто голливудской мелодрамы, детективная линия в ее изображении достойна пера классиков жанра, но при всем этом имеет место большая доля психологизма, переходящего из камерной лощеной красоты в реалистичную трагедию большой любви. Сопровождают все это редкий английский юмор и значительный уровень символизма, а потому нельзя не признать, что даже окунаясь в глубины подсознания Хичкок продолжал делать качественное кино и с коммерческой точки зрения, используя светлые фоны и яркую актерскую игру, пропитанную идеализированной красотой.

Итог: мелодраматический детектив, в котором Хичкок, через фабулу, провел психологический анализ отношений между мужчиной и женщиной.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии После этого фильма сразу становится ясно откуда взялись «Основной инстинкт», «Окончательный анализ» и, наверно, ещё пару тысяч психологических триллеров, наштампованных расторопными американцами. Старина Хитч по-прежнему живее всех живых.

Шэрон Стоун явно гримировали под Ким Новак, а Пол Верховен при выборе картинки и музыки к своему «Инстинкту» вдохновлялся мастерством авторов «Головокружения».

Зная Хичкока и его тонкий британский юмор, можно с уверенностью сказать, что он просто поиздевался над поклонением американцев фрейдизму и психоанализу. Чего не скажешь об армии эпигонов.


Касательно фильма: смотрится на удивление свежо и интересно, и вина в этом не столько реставраторов картины, сколько гений режессёра на паях с композитором (поклон Бернарду Херрманну ещё и за «Психо» с «Таксистом»), оператором, художником и (не забыть бы как всегда) сценаристом.

Не смотря на то, что фильм растаскан многими режессёрами на цитаты, он по-прежнему выглядит уникально и ярко, как настоящая Картина (которая, наверно, не случайно присутствует в фильме).


Думаю, достаточно посмотреть одну эту Вещь, чтобы навсегда закрыть для себя тему психологического триллера в тысячах подделок голливудских «мастеров» художественного фильма.
Оценка 1
Заголовок «Вертиго»
Текст реценизии Невероятно мощное кино ! Классический шедевр жанра триллер ! Картина, прошедшая сквозь такой период времени, до сих пор являющаяся актуальной. Это лишь ряд того, что можно сказать в адрес этой знаменитейшей ленты Альфреда Хичкока. Не сказать, что эта картина оказала мощнейшее влияние на кинематограф, значит не сказать ничего. Подобно другим фильмам великого режисера, этот фильм вызвал многочисленные подражания, но ни одно из них не может сравнится с «Головокружением». Картина трогает зрителей эмоционально и затягивает их в стильную и неповторимую атмосферу волнующей интриги и лёгкого напряжения.

Джон «Скотти» Фергюсон, полицейский из Сан-Франциско, увольняется с работы из-за боязни высоты помешавшей ему спасти жизнь своему коллеге (это показано в прологе). Подрабатывая часным детективом, он соглашается работать на своего старого друга Гевина Элстера. и начинает следить за его женой Мадлен, одержимой идеей самоубийства… Постепенно Скотти влюбляется в нервозную Мадлен, и решает во что бы то не стало помочь ей…

Говоря о «Головокружении», нельзя не упомянуть о великолепной акерской игре. Джеймс Стюарт, исполнивший роль Скотти, сыграл просто превосходно. Его герой вызывает сочувствие, ему сопереживаешь. Не каждый акетр может так сыграть. Пожалуй это лучшая его роль. Очаровательная Ким Новак блестяще отыгрывает роль Мадлен. Ее спокойная манера игры отлично согласуется с общей атмосферой фильма. У них со Стюартом получилась прерасная экранная пара.

К остальным актерам так-же нет никаких нареканий. Барбара Бел Геддес, Том Хелмор, Генри Джонс, Рэймонд Бэйли… Все они замечательно справились со своими ролями и великолепно смотрелись на экране.

В техническом плане картина безупречна. Использовано много технических новинок — в частности передано ощущение головокружения главного героя с помощью отпущенного зума камеры. Кроме того, восхищение вызывает искусство монтажа в моменте, когда герой следит за женой своего друга в зелёном авто. У зрителя создаётся путаница в голове и своеобразное головокружение. А пронзительная музыка композитора Бернарда Херрманна придает «Головокружению» эфектность и шарм.

Резюмирую. «Головокружение» — очень качественное, сделанное с большим талантом и проффесионализмом произведение, достойное многочисленного пересмотра и почетного места в вашей домашней киноколлекции. Одна из лучших режисерских работ Альфреда Хичкока. Культовое кино вне времени. Безусловно, к просмотру рекомендуется. Шедевр!

Спасибо за внимание.

PS: Камео Хичкока — в начале фильма он проходит по улице в сером костюме.

10 из 10

Оценка 1
Заголовок Красивая девушка + тайна + спасение + Х = любовь?
Текст реценизии Главный герой, Скотти Фергюсон, оставивший работу сыщика из-за акрофобии (страха высоты), получает новое дело: приятель Гейвин Элстер просит проследить за своей женой Мэделин. От подобной завязки, признаюсь, Я не ждал ничего экстраординарного. Однако, через десять минут от начала, Я понял, что фильм меня захватил.

Я вместе со Скотти ходил за Мэделин, буквально, по пятам. Все поведение девушки было одной сплошной загадкой. Портрет, давно умершей женщины, у которого она часами просиживает в музее, посещение её могилы, старинная родовая легенда — а, самое главное, что она о совершенных ей поступках не знает и не помнит. Все это интригует. Плюс, ко всему этому, маэстро Хичкок, похоже, открыл формулу влюбленности: витающий в воздухе мотив сексуального влечения, завязан на загадке, которой окружает молодую и красивую девушку. Словно, её привлекательность связана не с её личностью и внешностью, а с её тайной. Подтверждение этому во второй части фильма. Сейчас, Я пишу рецензию и анализирую это, но в момент просмотра Я влюблялся в преследуемую вместе со Скотти.

Не смысла пересказывать всю сюжетную линию, лучше будет посмотреть, однако в середине фильма повествование, кажется, должно оборваться — дальше вроде бы нечего придумать, но вскоре мы узнаем всю правду. Разгадку зритель узнает намного раньше, чем наш герой-сыщик. Снова непонятно, зачем заранее открывать карты, но если поразмыслить, то план Хича очевиден — превратить детектив на какое-то время в психологическую драму человека, который никак не может проститься со своими фантазиями из прошлого, настолько сильными, что они перекрывают настоящее.

В фильме нет абсолютно ничего лишнего, даже второстепенный персонаж Марджори Вуд, влюбленная в Скотти на протяжении всей жизни: Хорошая, спокойная, умная девушка — размышляй наш герой рационально, он должен быть с ней. Увы, любовь абсолютно иррациональна.

Фильм, как уже было справедливо замечено, повлиял на все последующие триллеры. Добавлю, что еще в начальных титрах, до начала действия, Хичкок показывает крупным планом детали лица, при чем делает это очень красиво, со вкусом — может, Годар тоже черпал вдохновение у Хичока? А зал, ресторана декорированный ярко-красными обоями, показан мельком, но, тем не менее, воздействует на подсознание. Не здесь ли истоки красной комнаты из «Твин Пикса» Дэвида Линча?

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Скотти Фергюсон сыщик в отставке, которому пришлось уйти из профессии из-за инцидента, произошедшего с его напарником, из за чего в последствии у него развилась фобия, страх высоты и головокружение. Его бывший коллега Гейвин Элстер просит об одолжении последить за своей женой Мэделин, поскольку та ведет себя пугающе странно.

Фергюсон соглашается и тем самым становится вовлечен в спланированное преступление.

Это действительно эталонный фильм Хичкока, который вдохновил такие картины, как, скажем, «Основной инстинкт».

В нем присутствует практически все от саспенса до романтики. Лично мне кажется, что главная тема в фильме, это идеалы, которые есть у всех и о том что наши идеалы под поверхностью зачастую оказываются совсем не такими идеальными. Фергюсон, страдающий комплексом вины, так и не встретивший свою вторую половинку, оставшийся за бортом своей профессии, берется за дело по просьбе своего старого приятеля как бы по неволе, в котором встречает таинственную Мэделин, такую загадочную и прекрасную и спасает ее, вытащив из воды, он наконец чувствует себя нужным и ответственным за нее. Светлые волосы, завораживающий голос, восхитительная походка и загадочность происходящего вокруг нее в которое вовлечен он сам, создает в его голове образ идеала, такого хрупкого и не долговечного, который он в итоге теряет… именно идеал.

Вам никогда не приходило в голову почему понравившийся нам сувенир, за стеклянной витриной кажется нам таким идеальным? А представьте что старый друг попросил вас в его отсутствие охранять салон за витриной которого продается этот сувенир, то прибывание там и наблюдение за ним таким не доступным и загадочным, изначально по неволе, делает эффект гораздо сильнее. Но вот по прошествии времени он попадает к вам в руки, совершенно доступный и пелена загадочности слетает с глаз, вы находите в нем изъяны, царапинки и другие не совершенства и он перестает быть вашим идеалом и мысли о нем больше не преследуют вас.

Вот об этом и вторая часть фильма, он вовсе не о преступлении, именно наши идеалы ставят планку в жизни из за которых у нас появляются фобии, и именно их мы и преодолеваем на пути к нашему идеалу. Но разобьется ли наш идеальный образ в конце, когда он наконец станет нашим или нет, будет зависеть от того, что в итоге он из себя представляет. Но как бы то ни было, в любом случае его достижение избавит от фобии.

Действительно мастерский фильм короля саспенса, заслуженно поставленный Американским Институтом Кинематографии (AFI) на 9 место в обновленном в 2007 году списке 100 самых лучших и значимых американских фильмов в истории.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Головокружительно
Текст реценизии У меня не возникает никакого желания говорить о фильме, как о сумме его компонентов и делить их на ноль, засим, расскажу свои впечатления, немного смешанные, немного в каше. Уже первая сцена фильма меня заставила открыть пошире глаза и собрать свое дыхание — редко когда в современных фильмах увидишь то что заставляет так ужасаться высоты. Хочу признаться, у меня, как и у персонажа «Головокружения» — страх высоты — акрофобия. И ни один фильм не заставлял так предательски ёкать желудок, как этот. Имею ввиду все сцены, где показана земля с высоты, в том числе знаменитая съемка лестницы расфокусированной камерой. Собственно в этом, лично для меня главное и первое достоинство фильма, ни одному режиссеру не удавалось заставить меня этот первобытный страх перед бездной под ногами.

на этом можно было бы и закончить, но ни тут то было. Хичкок продолжает терзать психику еще и на фрейдовском психосексуальонм уровне. Подглядывание (дебютировавшее еще в «Окне во двор»), возбуждающая близость смерти, переодевание, сны, и всё та же боязнь высоты, Неудивительно, что при таком арсенале «Головокружение» был признан одним их самых эротичных фильмов, при полном отсутствии обнаженной натуры. Кроме того, фильм напичкан кучей символов для любителей покопаться в философии — лестница, земля, церковь с колокольней, кулон, портрет. В общем, кто что найдет на свой вкус.

Что очень не характерно для сегодняшних картин, автор не бережет концовку до самого финала, преподнося интригу как бы невзначай, между делом. после этого зрителю остается ждать вполне предсказуемого финала и наслаждаться работой режиссера. Неспешно, но неумолимо он тянет нас за руку на башню в колокольню, чтобы закончить фильм тем с чего его начал.

А зрителю остается лишь собирать рассыпавшийся в темноте попкорн и, спускаясь на лифте, с опаской смотреть вниз в проем между дверей.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок Vertigo
Текст реценизии Начнем с того, что Хичкок это не просто кино с хорошей и качественной издевкой, это еще и атмосфера. Атмосфера старого доброго настоящего кино с интригами и сюжетными поворотами, которые смешны настолько, что хочется им верить.

Что я больше всего люблю у старины Хичкока, так это картинку. Каждый кадр настолько прописан и уравновешен, что даже кустарные декорации его не портят. Приятно было видеть традиционных блондинок и традиционную цветовую гамму. Ярко и свежо, собственно, как и сам фильм.

Очень понравилось изображение сна Скотти с добавкой мультипликации, думаю, в те времена это смотрелось еще эффектней. Вообще, фильм известен своими технологическими киноновинками. Возможностей, конечно, тогда было не так много, как сейчас, но ощущение голокружения передано вполне нормально. Не смотря на то, что сейчас это смотрится кустарно, именно эта технологическая простота приводит в ужас. Но сие может быть субъективным.

Сцене первого поцелуя Мэдэлин и Скотти на фоне моря я просто апплодировала. Это бесконечно предсказуемый ход, с разбивающейся о камни волной, просто очарователен.

Очень удивила эта Ким Новак. Не то, чтобы я не любила хичкоковских холодных блондинок, но все-таки не всегда ожидаешь увидеть действительно хорошую актерскую работу. Ким, не смотря на то, что на протяжении всего фильма, на первый взгляд, ничем не отличалась — просто милая страдающая мордашка, более чем справилась с внутренней драмой главной героини. Роль, конечно, шикарная — сразу два человека и две харизмы в одном коктейле плюс любовные переживания и личностный конфликт.

Джеймс Стюарт тоже хорош, но я примерно этого и ожидала. И очень радует, что образ не такой пародийный, как другие хичкоквские гипермаскулинные персонажи.

Фильм, безусловно, эпохален. Современный Голливуд до сих пор передирает и, я так думаю, не перестанет передирать, потому что скопировать можно все — от лихо закрученного сюжета с приправой из психических расстройств и мистики до отдельных сцен. Теперь я поняла, откуда в «Матрице» эта лестница, если, конечно, Вачевски смотрели «Головокружение», а не сперли из «Темного города», как говорят дотошные зрители и кинокритики.

Финальная сцена даже слишком хороша, как для старого триллера. Вообще, концовка неожиданна, что к лучшему.

Безусловно, в «Головокружении» много штампов, но смотрится все очень даже прилично. Мне совсем не понятно, почему фильм провалился в прокате. Даже искушенного современного зрителя он держит в напряжении все 2 часа.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии После того как на глазах детектива Фергюсона упал с крыши полицейский, у него появился страх высоты и он вынужден был оставить работу в полиции. И вот его бывший одноклассник Элстер предлагает ему последить за его женой — Мэделин, ведь в последнее время она так странно себя ведёт. И Скотти (так зовут друзья Фергюсона) начинает слежку. Все подозрения Элстера находят подтверждение. Наблюдение идёт спокойно, но однажды Фергюсону приходится вмешаться в развитие событий. Так он знакомится с Мэделин. Между ними стремительно разгорится страсть, но Скотти лишь пешка в чужой игре…

Джеймс Стюарт и Ким Новак играют неподражаемо. Стюарт отлично передал переживания своего героя, после трагического случая с Мэделин. А Ким Новак бесподобно сыграла свою героиню, которая тоже играет свою роль в хитроумном и почти безупречном плане, итоги которого сильно сказались на судьбе главных героев.

Хичкок — настоящий мастер своего дела. Механизм саспенса он довёл до совершенства. Сюжет держит в напряжении до самого финала, напряжённо даже тогда, когда ничего не происходит. Даже после того как Хичкок за 30 минут до конца открывает перед зрителем все тайны (но не перед Скотти), фильм продолжает смотреться на одном дыхании.

«Головокружение» — фильм, над которым не властно время, который и через пятьдесят лет смотрится с огромным удовольствием. Фильм, который хочется пересматривать снова и снова, даже зная все сюжетные ходы. Неподражаемый фильм великого мастера.

9,5 из 10
Оценка 1
Заголовок Бесценное знакомство
Текст реценизии Именно с этого фильма началось моё знакомство с работами одного из величайших режиссёров в истории кинематографа — Альфреда Хичкока. Именно с «Головокружения» началась моя любовь к его фильмам, бесспорно являющимся жемчужинами мирового кино. Именно после этой картины я поняла, что такое настоящий триллер, действительно интригующий и держащий зрителя в напряжении.

Сюжет необычен и оригинален. Если в большинстве случаев при просмотре мистических триллеров ты уже где-то к середине приблизительно начинаешь догадываться, в чём дело, и разгадываешь тайну, то здесь ничего подобного не происходит. До самого конца не можешь подобрать ключ к шкатулке с ответом и от этого получаешь ещё большее удовольствие.

Актёрская игра выше всяких похвал, безупречна. Фильм раскрывает перед зрителями множество тем для размышлений, он не отпустит вас после окончания, а заставит вернуться к нему снова и, возможно, открыть для себя нечто новое, касающееся человеческого характера, психики, нравственных идеалов.

«Попробовав» Хичкока однажды, остановиться уже невозможно. Смотря его фильмы, обогащаешься культурно, эстетически, духовно. В его работах есть всё. Они вечны.

Смотрите и наслаждайтесь каждой минутой экранного времени!

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Боязнь высоты
Текст реценизии Я не понимаю… Правда не понимаю. Не понимаю, то как раньше могла игнорировать этот фильм. Я всячески откладывала просмотр этого кино, оставляя его на потом. Но сегодня, наконец я посмотрела этот фильм, а именно «Головокружение». И у меня до сих пор мурашки по коже от этого (не побоюсь этого слова) шедевра кино. От его сюжета, от его развязки, от его финала. Этот фильм это что-то новое от Хичкока. Это абсолютный триллер, да. С элементами детектива, но больше даже с элементами драмы. Мы видим историю любви, но не такую историю любви, которой напичкана каждая вторая теперешняя романтическая комедия, эта история любви губительна, страшна и она предвещает, что-то кошмарное. От нее так и веет ужасом, чем-то запретным и неправильным

«Головокружение» (Vertigo) рассказывает о том, как детектив Джон Фергюсон однажды гонясь со своим напарником за преступником, не допрыгивает до крыши и висит держась за карниз пока его напарник не замечает его, и вот он пытается помочь Фергюсону, но не удержавшись падает вниз. Так у нашего героя и развивается акрофобия — это боязнь высоты. Он даже не может встать на высокий стул и стремянку, у него сразу начинается паника и головокружение. В связи с этим своим недугом он покидают полицию, и собирается ничего не делать, просто отдыхать. Но однажды его давний друг выискивает его и просит проследить за его женой. Нет, она не изменщица, у нее нет любовника, но с ней что-то не так. Она больна. Ей кажется, что внутри нее кто-то живет, кто хочет подтолкнуть ее на самоубийство, по примеру прабабки. Вначале Джон не верит в это дело, но подумав он все-так за него берется.

В этом фильме великий и ужасный Альфред Хичкок впервые берется за фобию, за то чего люди бояться, и то чем их можно напугать. Второй раз он проделал это с фильмом «Птицы» и пускай в нем нет, героя с каким-то открытым и определенным страхом птиц, но не сложно догадаться, какая тема затронута в фильме. А в «Головокружение» наш герой становится заложником своей болезни. И не только в буквальном смысле. Он действительно страдает от нее, от этого страдают его чувства. Его болезнь становится не только помощником к тому, что он встретил женщину, которую полюбил, но и в большей степени она разрушает, то что ему дорого. Она сломала его эта фобия, ослабила, позволила воспользоваться собой. Он не смог ей противостоять. Он лишь стал одержимым. Одержимым какой-то страшной, несбыточной мечтой. Она погубила его.

Вот этот фильм, это то что задает моду на все детективные триллеры с элементами драмы. И никакой другой фильм его не переплюнет. Нет. В творчестве Хичкока его может затмить пожалуй лишь «Психо». Но «Головокружение» это очень сильная работа. Уже начало начинает как-то одновременно и пугать и завораживать. Уже с титров мы понимаем о чем пойдет речь. Лицо девушки становится завершающей цепочкой в том, как Хичкок хочет показать нам «головокружение». Музыка. Более подходящей фильму музыки я еще не разу не слышала. Композитору Бернарду Херрманну удалось создать великолепные композиции. Одновременно зловещую и страшную. От этой музыки и правда становится как-то не по себе. По телу пробегают мурашки. С каждой минутой напряжение нарастает. Хичкок истинный мастер саспенса, атмосфера в его фильмах царит просто необычайная.

Актеры. Джеймс Стюарт. Великолепное исполнение. Хичкок не прогадал, что отдал именно ему главную роль. Весь этот страх, весь этот ужас был четко прослежен по его взгляду. Он действительно отлично показал человека, с какой-то фобией. Ким Новак. От фильма к фильму режиссер не меняет своей манеры снимать в главных ролях красивейших блондинок. И вот в этот раз он представляет нам новую звезду. И она показывает очень высокие результаты. Ее роль была больше драматической, мы в какой-то степени сопереживаем ее героине. В общем я считаю, что главная женская роль здесь отыграна просто превосходно. Барбара Бел Геддес. Появившись в роли вечной подружки главного героя, а еще его бывшей невесты, она была очень хороша. Немного непонятно было, что она испытывала к нему, то ли любовь, то ли просто не хотела от себя отпускать, то ли чувствовала за собой ответственность за него. Вот это немного не понятно в ее персонаже.

Итог: фильм «Головокружение» это еще одна легендарная картина великого режиссера Альфреда Хичкока. Одна из самых известных его работ. Этот фильм сделан просто идеально. В фильме есть все: и страх и угнетающая обстановка, и великолепный очень интригующий сюжет, и актеры которые воплотили своих героев на высшем уровне, и атмосфера подкрепляемая незабываемой (уже не менее легендарной, чем фильм) музыкой. Я знаю лишь, то что как только фильм был снят и вышел на широкие экраны, он не имел той популярности, что сейчас. А очень жаль, такое кино определенно заслуживает внимания, и даже если вы не увлекаетесь Хичкоком или жанром триллер в целом, то я советую все равно посмотреть это кино. Хотя бы потому, что такого уже точно не снимут. Спасибо за внимание. Приятного просмотра.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Боязнь высоты. Подъем, шаг за шагом, шаг за шагом, количество ступеней увеличивается, расстояние уменьшается, а колени начинают подкашиваться. При взгляде вниз и на проделанный путь начинает тошнотворно кружиться голова, при этом омрачая рассудок, делая мутным реальность, стирая счет времени. Организм состоял, и будет состоять из фобий, а одной из самых явных и является острая боязнь высоты. Из-за этого недуга Джону Фергюсону уже удалось потерять свою основную работу, почувствовав, что такое ежедневное пенсионерское безделье. А где-то под сердцем еще и нервно что-то постукивает, возбуждая океаны прокручивающихся мыслей, а не это ли и есть совесть?

Между прогулками и заходами к своей бывшей девушке, а ныне хорошей знакомой-художницы, на Фергюсона выходит его давний знакомый, что предлагает бывшему копу весьма обычную и даже неинтересную работенку. Нужно, видите ли, проследить за женой, которая в последнее время ведет себя очень и очень странно, да еще и мысленно улетает, превращаясь в совершенно другого человека, играя роль кого-то еще. Тут-то в этом деле и проявляется отличительная особенность, которая наводит на мысли, что имеешь дело либо со сдвинутой по фазе дамой, либо же с чем-то потусторонним. Второй вариант сам по себе как-то отметается в сторону.

И по мере выполнения работы, проводя день за днем за таким занятием, как слежка, Джона начинают преследовать довольно-таки странные вещи, после которых будут возможны два варианта: либо все успешно разрешиться и новоявленный частный детектив даст ответ на необычный для себя вопрос, либо Джонни сам сойдет с ума. Здесь «Vertigo» Хичкока и начинает радовать своего зрителя то детективными составляющими, то подсовывать невзначай теплую мелодраму, то вовсе запутывая, выставляя на первый план, казалось бы, невероятные вещи. Сама начинка же картины меняется с появлением в кадре Ким Новак.

Но вот, любуясь сногсшибательной актрисой Новак, формируя симпатии по отношению к ней, восхищаясь, следя, как-то поначалу не отдаешь себе отчет в том, что само развитие событий в действе все больше и больше оставляет желать лучшего.

Да, все сосредоточено на одном единственном секрете, что является центральной развязкой всего, а до этого доходит то в форме шизофренических домыслов, то в загадке положений. И в некоторые моменты очень интересно следить, так сказать, за физическим состоянием покоя, где тела лишь изредка удосуживаются производить прогрессивные и полезные передвижения, несущие под собой смысл, но ведь вечно это длиться не может никак. В иные же моменты все сплачивается вокруг бесконечной загадки под названием «Сможет ли персонаж Джеймса Стюарта сообразить, является ли сумасшедшей героиня Ким Новак или же здесь замешано что-то другое?».

Ясное дело, что критиковать признанную классику кино и один из шедевров Альфреда Хичкока это дурной тон, но все же высказаться очень хочется. Из приятных моментов вырываются в лидирующие позиции лишь эстетичные природные виды и красота кадров, Ким Новак, а также та развязка, которую к знаковому моменту просто устаешь ждать. В остальном же лента радует не слишком уж сильно, соприкасаясь с какой-то не совсем охотливой игрой Джеймса Стюарта. Тем не менее, фильм оставляет после себя больше положительных эмоций, чем отрицательных.
Оценка 1
Заголовок Целомудренная эротика
Текст реценизии У каждого есть свой любимый Хичкок. Чаще отмечают успешные в прокате картины «Психо», «Окно во двор», «Птицы». Кому-то ближе «В случае убийства набирайте „М“, есть и поклонники ранних лент, вроде „Ребекки“».

Все основные, просто лучшие работы режиссера сотканы его авторским способом, их стиль ярко выражен, тот самый «саспенс» плавно, своими неброскими полутонами втягивает нас в мир ужаса, иногда и вовсе минуя в обоих смыслах крикливые сцены с проявлениями жестокости и насилия. Зритель погружается в наэлектризованную до предела атмосферу фильма, ожидая первого оглушительного раската грома.

«Головокружение» — фильм то ли не вполне хичкоковский, то ли, наоборот, сильнейший у режиссера. Основа, сценарий — номер 1 в фильмографии мастера, подобной силой не похвастается ни «Психо», ни какая-либо другая его работа. Для своего времени сценарий этой ленты — прорыв, прыжок на три ступени вверх. Нервно курят в углу авторы «Начала», «Король говорит» и прочей новомодной дребедени.

Второй после сценария движущей силой фильма является его эротичность.

Пусть Ким Новак — актриса не вполне к месту (та же Грэйс Келли, на мой взгляд, была бы ближе к образу Мэделин), но ту чувственность, которую в дуэте с Джеймсом Стюартом она демонстрирует на экране, ту целомудренную эротичность сложно передать словами. В этот раз мурашки не от ужаса, мистика уходит на задний план, великолепная параноидальная история становится второстепенной, мы ощущаем желание и в то же время обреченность главных героев, ну а перевоплощениям Новак, такой игре чувств, думаю, позавидовал бы вечно переодевающий всех Альмодовар; самопожертвованию и утрате личности, будь он современным режиссером, — Достоевский.

Еще хочется отметить потрясающую визуальную составляющую «Головокружения», один сон Скотти чего стоит! Для 1958 это был, опять же, шаг вперед, подобно психоделическому отрывку из «Космической одиссеи» Кубрика для 1968.

Кинематограф пятидесятых развивался, кино как вид искусства росло стремительно, открывались новые возможности режиссерской, операторской, звуковой составляющих. Картины, подобные «Головокружению», были движущей силой этого развития, знаковым явлением эпохи расцвета кино.

Фильмы последующих поколений, особенно ленты девяностых и нулевых, пользовались открытиями того времени, лишь изредка внося что-то новое.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Хич берёт новые высоты
Текст реценизии »» Головокружение «» — не просто триллер с ярко выраженной романтической подоплёкой, который скорее всего понравиться любителям «» Основного инстинкта «», это нечто большее.

Для начала хочу отметить моё разочарование в премии «„Оскар «“ которая судя по всему на тот момент пропускала этакие шедевры сквозь пальцы, в моем же личном топе это кино занимает одно из первых мест.

Речь ведётся о фобии — боязнь высоты как двигатель фильма. И заостряя внимание именно на факте того что главный герой в исполнении Джеймса Стюарта имеет данный недуг, Хич сразу же начинает кино со сцены погони, как бы приготавливая зрителя к тому что всё будет шиворот на выворот. Дав чуть-чуть передохнуть, «„Великий и ужасный «“ даёт нам понять что главный герой является детективом и на первых же 10 минутах он получает дело от описания которого идут мурашки по спине. Жена клиента ведёт весьма странный образ жизни : копирует имидж давно покойной девушки (которая по совместительству сошла с ума), колесит по городу в поисках приключений, останавливается в мотеле, имея при этом жилплощадь. В общем, подобно фронтмену группы „» The doors“ товарищу Моррисону, который был большой любитель до «» Свалить на денёк весть знает куда «», уединяется в своей шизоидной задумчивости. На этом фактически детективный кусок кино заканчивается и начинается «» шпили- вили «».

Первый час фильма посвящён как раз таки разгадке данного дела и нарастанию привязаннности героя Стюарта к роковой блондинке. Потом происходит переворот сводящий на нет всё то что вы видели в течении 60 минут. Хотя бы ради такой игры с несчастными зрительскими мозгами стоит увидеть это кино. А потом начинается издевательство. Саспенс нарастает не за счёт любопытства зрителя и желания узнать «„кто же прикончил ? Дворник или повар ? «“, а через сам факт того что мы всё уже знаем и, напротив можно выключить кино, чтобы не тратить время, но Хич спрашивает у зрителя „» А как вы думаете, что будет теперь, когда всё известно и как поведут себя участники действия ? «“». За данную наглость и несоответствие канонам уже сложившегося на тот момент жанра, за этакую показуху, где режиссёр решает раз и окончательно доказать, что он лучший, так как может миксовать сюжет как ему вздумается, как бармен жонглируя бутылками.

Наваждение главной героини смотрится настолько правдоподобно, что все россказни по поводу умственной отсталости светловолосых отпадают сами собой.

По крайней мере играть она умеет. А в тот момент когда она предстаёт в обличии жёсткой, решительной женщины, полной противоположности того что мы видели раньше, размякшей перед настойчивостью детектива, можно подумать что играет совсем другая актриса.

Лента как и всё фильмы Хичкока смотрится так, будто она снята не в 50-е, а только вчера вошла в прокат. Даже музыка слышится по современному. И только картинка, включая костюмы, декорации и прочий арт выдаёт кино как минимум сорокалетней давности.

Что же до актёрской работы Джеймса Стюарта — то как ни странно впечатлило. По началу казалось будто детектив в его исполнении будет решительным, сугубо профессиональным и плоским. Но зарождающиеся по ходу чувства размазали это предположение по щекам. Жалко что мужа главной героини показали только в начале, интересно что он чувствовал.

Кино получилось блистательным, потрясающий триллер, эталон. Саспенс при просмотре и через 60 лет гарантирован. Хич двигал жанр вперёд, а современные режиссёры пытаются оперировать замазанными пыльными приёмами. Не заставляйте себя воздержаться от этого триллера.
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Пересматривая фильм за фильмом великого мастера Альфреда Хичкока, я поражаюсь его мастерству. Используя, казалось бы, схожие приемы, свой фирменный почерк и стилистику, каждый фильм отличается друг от друга, своим эмоциональным наполнением, смыслом, глубиной.

«Головокружения» — невероятно тяжелое кино, я бы даже сказал с «двойным дном», просто мастерский синтез психологического триллера, драмы и элементов детективной истории, так удачно преподнесенной к концовке. Сколько же всего соединил в нем Хичкок. Здесь и трагическая история, и фобии, и любовная линия, и паранойя, победа над собственными страхами и непомерная цена за такую победу. Автору удалось гармонически преподнести зрителю все эти составляющие, на протяжении всего фильма держать в напряжении, и, конечно же, полном неведении того, что произойдет в следующий момент.

Джон Скотти Фергюсон — отставной полицейский, которому раз за разом приходится держать удары жизни. Он одинокий, страдающий страхом высоты из-за чего и оказывается за бортом своей профессии. Бывший коллега доверяет Скотти ответственное задание — следить за своей женой, одержимой идеей самоубийства.

Как это бывает, между главными героями возникает любовь, но в меру своей фобии, Скотти не уберег любимую от самоубийства. Дальше — длительная реабилитация и…Главный герой встречает девушку, невероятно схожую на Мэделин, и вот самое интересное — его жажда, граничащая с безумием сделать с нее ту, которую он любил…

Казалось бы, вот она, та самая кульминация, будоражащая воображения, но в этот момент Хичкок преподносит сюрприз, предоставивший историю совсем под иным углом. Еще момент — и концовка просто таки взрывает эмоции, оставляя осадок после просмотра, но, тем не менее, делает фильм еще интереснее.

Не могу не отметить игру Джеймса Стюарта, прекрасно передавшего всю палитру эмоций. Смотрелось очень органично, будто он сам переживал все происходящее. Я просто очарован музыкальным сопровождениям, отлично дополняющим и подчеркивающим все переживания главных героев. Есть некая затянутость сюжета, но порадовали и эффекты, хорошо передающие страх высоты Скотти, и одна с главных фишек Хичкока — появления его на экране в эпизодической роли.

«Головокружения», однозначно достойно внимания настоящих киноценителей, рекомендую к просмотру.

9 из 10
Оценка 1
Заголовок Длинная история быстротечной любви
Текст реценизии Один из главных фильмов Альфреда Хичкока, характеризующий его как режиссера разностороннего, не зацикленного на определенном стиле.

По версии Американского института кинематографии входит в десятку лучших фильмов всех времен (опрос проводился в 2007).

В этой картине мне понравилось все — Ким Новак, играющая Мэделин и Джуди одинаково хорошо (сюжета фильма до его просмотра я не знал и когда первый раз увидел Джуди, подумал, что это другая актриса), Джеймс Стюарт, идеально вписывающийся в амплуа романтичного, но в то же время чрезвычайно дотошного героя, красивые виды, подчеркивающие отношения влюбленных и, конечно, же сама фабула картины.
Оценка 1
Заголовок Идеальный эротизм.
Текст реценизии Мое мнение здесь совпадает с общепринятым: лучший фильм Хичкока. В каком-то рейтинге был признан то ли одним из, то ли самым эротическим фильмом в истории, и это, несмотря на полное отсутствие обнаженки и даже намеков на нее (что естественно для тех лет), а может быть — и даже скорее всего — вследствие этого, является правдой. Эротизм ведь состоит не в прямолинейном детальном показе, скажем, гениталий (вагина (читай: dentata) ведь скорее является источником глубинных страхов, а не желаний). К тому же, как часто отмечается, источником желания является трансцендентный характер его объекта, что обуславливает эротику, заключающуюся, скажем, как здесь, во вполне одетой и сравнительно спокойной Ким Новак. Желание и эротизм здесь подается весьма тонко, через смутное влечение и не вполне ясный интерес главного героя к героине и предполагаемую эмпатию к нему (режиссер, мечтавший о создании управляющtй эмоциями машины, не мог не стремиться к этому, а у кого, как не у маэстро саспенса, это получалось!). Именно из-за того, что никакой буквальной и утыкающейся в лицо зрителю (в лучших традициях 3D) эротики нет, и возникает подлинный эротизм это ленты. Он улавливается едва ли не посредством мужской интуиции (:D), во взгляде на игру Джеймса Стюарта. Для исчерпывающего восприятия «Головокружения», наверное, необходима некая влюбленность в героиню (и этот ее образ действительно потом стал культовым), да и сам Джеймс Стюарт, возможно, нет-нет да испытывал к ней что-то — влюбленность слишком не наигранная. Главная героиня постоянно ускользает, пару раз буквально выпадая из поля зрения героя. Это роднит хичкоковский шедевр с другим шедевром другого гения, «Смутным объектом желания».

Оба фильма посвящены недосягаемости объекта желания, все тому же неуловимому эротизму. Но если у Бунюэля герой не может различить сущностно двух разных девушек, то здесь наоборот — он по сути не может понять единство одной. А ведь действительно, Ким Новак здесь скорее предстает в двух разных образах — коварной обольстительницы, и только потом — хрупкой жертвы, неспособной справиться с грузом непростительного для любящей натуры греха. Стоит отметить, насколько грамотно режиссер выстроил сцену первого общения героя и героини — попытка самоубийства под мостом и спасение. Архетипичность поиска анимы прямо-таки бросается в глаза (эдакий Геракл, спасающий Деяниру на реке). Ну и самая любимая, да и в принципе самая бросающаяся в глаза сцена картины — эпизод с узнаванием Джуди, перевоплощенной в Мэделин. Настоящий платоновский анамнезис (αναμνησισ). Джеймс Стюарт, наверное, созерцал Ким Новак в мире идей. В этой сцене, как и на протяжении всего фильма, большую роль играет музыка, нетипично пронзительная и волнующая для кино своего времени. Мощный аспект, который можно выделить из фильма — ни в один момент экранного времени Джон-Скотти Фергюсон не знает ни истинного лица, ни намерений возлюбленной — и в тот момент, когда правда раскрывается перед ним, его любовь буквально проваливается в тартарары. Вполне понятный символ любви как желанного, но недостижимого объекта познания. Через весь фильм проходит любимая Хичкоком тема комплекса вины — герой на протяжении действия все больше усугубляется в нем и только в последний момент, проведя терапию, в результате которой излечивается, он становится способен подняться на новую высоту (здесь буквально — на колокольню). Однако, в одном фильм мне не кажется идеальным. Что, если бы зрителю не было полностью ясным причастие Джуди-Мэделин к тому, в чем ее обвиняет Скотти (пришлось бы убрать одну сцену — где она пишет неотправленное письмо и вторую изменить — в конце, где она прямо признается в заговоре). Очарование этого и без того гениального творения увеличилось бы в разы.

9 из 10

(единицу отнял по вышеуказанной причине)
Оценка 1
Заголовок Потерянное счастье
Текст реценизии Оригинальный фильм фильм от создателя непревзойденных триллеров Альфреда Хичкока! Фильм о красивой, самозабвенной любви двух людей. вовлеченных в коварную интригу жестоким, расчетливым человеком. Джеймс Стюарт играет роль полицейского, только что уволившегося с работы из-за боязни высоты. Его друг нанимает его в качестве телохранителя для свой «больной жены». Скотти влюбляется в неё и падает в жестокую ловушку.

Фильм о разбитых мечтах, о несостоявшемся счастье, о прошлом, которое не отпускает и не дает возможности начать новую жизнь, не разобравшись со старыми проблемами.

Альфред Хичкок выдвигает историю любви на первый план. Для него важно не раскрытие тайны Мэделин, а внутренние переживания героев: любовь, разочарование, страх, боль. Роль Мэделин исполнила белокурая красавица Ким Новак. Ким Новак блестяще сыграла хрупкую, загадочную, любящую женщину.

Фильм очень понравился и произвел сильное впечатление. Жаль, что конец такой. До конца надеялась, что все кончится по-другому.
Оценка 1
Заголовок Vertigo
Текст реценизии Хичкок. Альфред Хичкок. Непревзойденный мастер фильмов. У его картин не возможно угадать сюжета, как ни пытайся. Так же и здесь.

Поражает сама оригинальность сюжета. Сначала вроде бы ничего: детектива в отставке, боящегося высоты, Скотти Фергюсона, просит помочь его старый друг — Гейвин Элстер. И дело вроде бы доже обычное — последить за его женой. Но тут то и начинается вся завязка. Спойлерить не буду.

Смотрел фильм я с нетерпением. Всегда хочется узнать что же будет дальше, как поведет себя главный герой, что сделает главная героиня.

Мне понравилась игра актеров. Джеймс Стюарт, сыгравший главного героя, очень хорошо показал человека, которому интересно, что же не так с этой женщиной (Мэделин). А красивая Ким Новак сыграла очень чувственную женщину. По крайней мере мне так показалось. Актеры вообще достаточно хорошо подобраны. Ничего лишнего нет.

Есть один минус — фильм показался мне затянутым. Совсем чуть чуть, но все же. Под конец уже становилось немного скучно. Но в целом — отличный фильм в стиле Хичкока. Пора уже сделать синонимом его фамилии слово «мастер».

9 из 10
Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии Действительно головокружительный фильм! Захватывающий сюжет, великолепная игра актеров и элегантность того времени и классический Хичкоковский саспенс. Во время просмотра тонешь в повествовании в красивой картинке — находишься в плотном эмоциональном вихре. Концовка вообще потрясает и первые часы после фильма сложно оправится от шока. Фильм по-настоящему держит и завораживает — причем кино 1958.

Наверное «Головокружение» идеальный фильм для любого зрителя, и если менять эпоху, в которой происходит сюжет и добавлять технологий соответствующих конкретному времени — будет воспринято на ура. Этот фильм является образцом качественного популярного кинематографа, даже, думаю это один из фильмов откуда можно брать соотношение разного рода сцен — переносить в разные сценарии и будет хит. «Головокружение» потрясает при просмотре, погружаешься в него полностью, но выныривая, обсыхаешь некоторое время и все, он теряется в воспоминаниях. Думаю именно таким должен быть качественный мэйнстрим — передающий эпоху, завораживающий, интригующий и, думаю, именно с такой шокирующей концовкой. Думаю, собрание кинокритиков со всего мира лет через 50 «лучшим фильмом всех времен и народов» признает фильм «Титаник» Джэймса Кэмерона, как и «Головокружение» было признано в 2012 году.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии - And, what do you do, John?
- Wonder About.


Настоящая, живая классика мирового кинематографа. Один из шедевров непревзойденного мастера Альфреда Хичкока.

Полицейский детектив в отставке, согласившись помочь старому другу разобраться в таинственной семейной ситуации, становится участником страшных, но удивительных событий, которые совсем непросто пережить.

«Vertigo» стал третьим фильмом Хичкока, с которым мне посчастливилось познакомиться. Кажется невероятным, что один фильм может содержать захватывающую детективную линию, полную неожиданных сюжетных поворотов, пронзительную историю любви, и в то же время вызывать у зрителя чувство настоящего страха, держать его в напряжении на протяжении всего действия. В первой половине картины смущает элемент мистики — на мой взгляд, смешение «реального» и «фантастического» не часто идет на пользу кинофильмам. По этой же причине смутил слоган фильма: «Можно ли вернуться из мира мертвых?». Однако прекрасная работа сценаристов и режиссера переворачивает сюжетную линию с ног на голову — и в результате мы получаем то, чего совсем не ожидали увидеть.

Основным минусом фильма многие считают затянутость. Признаюсь, такие мысли посещали и меня, однако после просмотра этого шедевра понимаешь, что все сцены, которые могут показаться долгими и скучными, необходимы для создания определенного настроения, они держат зрителя в напряжении, и именно это является визитной карточкой Хичкока. Работа оператора Роберта Бёрнса, давнего партнера Хича, как всегда восхитительна: особенно интересны виды на Сан-Франциско из автомобиля главного героя. Актерская игра очередной «блондинки Хичкока» Ким Новак, а также Джеймса Стюарта и Барбары Бел Геддес также подтверждает высочайший уровень «Головокружения».

Как итог: замечательная актерская работа, сценарий, операторская съемка и, конечно, режиссерский талант Альфреда Хичкока сделали этот фильм вечной классикой, которая на протяжении десятилетий вызывает любовь и восторг зрителя.

9 из 10
Оценка 3
Заголовок
Текст реценизии Данный фильм оставил у меня довольно смешанные впечатления. Решился посмотреть только благодаря тому, что это работа великого Альфреда Хичкока.

Невозможно с точностью определить жанр этой картины. Это некая детективная история, перетекающая в историю любви и обратно… Получилось довольно интересно, но затянуто. Скажу честно — уже с середины фильма я скучал и жаждал скорейшей развязки. К счастью она не разочаровала, даже благодаря ей, я могу сказать, что фильм мне понравился.

Хорошая игра актёров, красивые пейзажи Сан-Франциско и лихо закрученный сюжет получают

7 из 10
Оценка 1
Заголовок Только потому что ты на нее похожа.
Текст реценизии Фильм Альфреда Хичкока — это уже гарантирует наличие отличного саспенса, но фильм «Головокружение» — это фильм действительно вызывающий головокружение, но не от назойливости актеров, или от безвкусной утомительной атмосферы, а от сюжетных поворотов. Они здесь настолько непредсказуемы, настолько удивительны, но при этом ожидаемы.

Работа Хичкока как всегда на высоте. Отдельным спасибо хочется отметить работу сценаристов, ибо этот фильм можно растащить по цитатам.

Актеры: При всей своей не любви к Джеймсу Стюарту, я считаю что с ролью он справился на все сто, Ким Новак — однозначно хороша, нравится мне, собственно говоря как и все Хичкоковские блондинки.

Говоря о поворотах сюжета, Концовка совершенно неожиданна.

Смотря этот фильм думала что увижу некую любовную историю, что совершенно нехарактерно для Хичкока, но в результате я получила полноценный триллер.

10 из 10
Оценка 3
Заголовок Акрофобия
Текст реценизии Сразу скажу, что эта картина меня разочаровала. От ленты Альфреда Хичкока я ожидала гораздо большего.

Действия разворачиваются вокруг бывшего детектива полиции Джона Фергюсона. Его друг просит детектива проследить за его женой — Меделин. По словам друга, в его жену как будто кто-то вселяется.

Джон буквально с первого взгляда влюбляется в Меделин. Он начинает свое странное расследование, разгадка которого совсем не там, где, кажется.

По хорошему счету, это мелодрама. Он любит ее, она любит его. Но между ними ее болезнь, ну и муж (про которого во время фильма счастливые герои как-то не вспоминали). Плюс к этому детектив. Главному герою нужно выяснить, кто же вселяется, а главное зачем в его возлюбленную.

Развязка этой истории не то чтобы банальна, нет. Ее можно даже назвать неожиданной. Дело в том, что к этой самой неожиданной развязке уже подготовился, она не застигает тебя врасплох. Из-за этого страдает впечатление от фильма в целом.

Игра актеров, особенно, актрисы исполнившей роль Меделин (Ким Новак), не понравилась. На протяжении всего фильма ее работа меня раздражала. Ничего не скажу, она красивая женщина. Но все эти вздохи, взгляды были какие-то ненастоящие. К Джеймсу Стюарту претензий нет.

В фильме несколько моментов, когда есть саспенс, но этого слишком мало. Картина показалась затянутой. Удивительно то, что атмосфера триллера, но действия совсем ей не соответствуют. Концовка, а именно то, что было перед ней, понравилось своей неожиданностью, но все остальное было предсказуемо.

Техническое обеспечение оставляет желать лучшего. В одном месте вечер наступил слишком стремительно, в другом графика (начальные титры) подкачала. Дизайн фильма не впечатлил.

Музыкальное сопровождение идеально. Именно такое музыкальное сопровождение должен иметь хороший триллер.

Местами картина напоминает другую работу мастера — «Психо». Красивая девушка, много планов в машине, музыкальное сопровождение, темный лес, и, в общем, атмосфера. Но если в «Психо» развязка очень даже, то в этом фильме — не впечатлила.

Итог. Смотреть, не смотреть — решайте сами. В принципе, не жалею двух часов, потраченного времени. Местами было интересно.

P.S. Прочитала в одной рецензии, что то, что казалось шедевром лет 50 назад, сейчас выглядит по крайней мере странно. Подписываюсь под этими словами.

Именно такой впечатление оставляет эта картина. Вроде и ничего, но все-равно что-то не то.

6 из 10
Оценка 2
Заголовок Головокружение
Текст реценизии Худший фильм Альфреда Хичкока? Если вы читаете эту рецензию, ответ очевиден. К счастью, «Головокружение» я посмотрел уже после просмотра, скажем так, основных фильмов маэстро, иначе моё знакомство с творчеством Хичкока на том и закончилось бы. И на это есть несколько причин.

1) Уже неоднократно упомянутая, затянутость. Наглядный пример фильма, из которого можно вырезать минимум 30 минут хронометража без существенного влияния на сюжет. Хотя, это могло бы сыграть в пользу фильма, придать ему атмосферности, если бы не проблема номер два…

2) Музыка. Стоит сказать, что музыкальное сопровождение само по себе прекрасно. Но композиции такого рода обычно используются умеренно, преимущественно в ключевых сценах и кульминационных моментах фильмов. Это подчёркивает драматичность того или иного момента, а также позволяет правильно расставить акценты в повествовании. А вот когда на протяжение битого часа приходится наблюдать крайне медленно развивающееся действо, сопровождаемое очень напряженной музыкой, это просто невыносимо выматывает. После такого акта эмоционального истощения зрителя, все сюжетные повороты, происходящие во второй половине «Головокружения», смотрятся очень блекло, а на уме остается лишь одна мысль: «Я должен высидеть до конца».

В качестве небольшого примера, приведу фильм «Начало». Представьте, будто композиция Ханса Циммера Dream is Collapsing играла бы не только в развязке фильма, но и со стабильной периодичностью звучала на протяжение предыдущих 130 минут. Так вот «Головокружение» производит именно такой эффект.

3) Не зря Хичкок в неудачах фильма обвинил Джеймса Стюарта. Такая картинная и нелепая актёрская игра сгодилась бы разве что для какого-нибудь провинциального театра. Достаточно вспомнить сцену падения героя со стула в начале фильма. Видно, действительно к моменту съемок Стюарт немного подустал. К Ким Новак особых претензий нет, довольно стандартная хичкоковская блондинка.

При всей моей любви к работам Альфреда Хичкока, «Головокружение» можно спокойно пропустить мимо, ограничившись его гениальными, более ранними работами.
Оценка 3
Заголовок Очень странное кино.
Текст реценизии В очередной раз убеждаюсь, что кино, в отличие от литературы сильно подверженно временным изменениям, и то, что было шедевром 50 лет назад, теперь выглядит, если не убого, то по-крайней мере странно.

Вот, и «Головокружение» при всём Хичкоковском флёре тревожности, кино нецепляющее, незапоминающееся и пустое. Этакое яйцо, в котором одна скорлупа, а внутри ветер гуляет.

Зато в фильме есть совершенно невероятная Ким Новак, на которую просто приятно смотреть и удивляться, куда пропала эта порода истинно шикарных женщин.

6 из 10
Оценка 2
Заголовок
Текст реценизии После просмотра этого фильма мне захотелось облегченно выдохнуть: «Уф, наконец-то, он закончился». И вовсе не потому, что картина держала меня в напряжении, а потому, что досмотреть её до конца было для меня довольно-таки сложно.

Да, я не являюсь знатоком кино, но ведь и его снимают не для специалистов в этой области. Сюжет фильма мне понравился. Но то, что великий мастер Альфред Хичкок растянул его в два нудных с большой буквы «н» часа, не пришлось мне по душе. На мой взгляд рядового зрителя, воплоти он его в час, полный действия, и впечатление от фильма было бы диаметрально противоположное.

«Головокружение» для меня осталось заурядным серым фильмом, каких много.

4 из 10