В начале славных дел (1980)

(1980) 18+


О фильме

Вторая часть кинодилогии, снятой по роману Алексея Толстого «Петр Первый». В конце XVII века Россия терпела убытки в торговле оттого, что не имела выхода к морю. Юный российский самодержец Петр I начинает строительство флота. А среди бояр, тем временем, зреет недовольство молодым монархом…

Подробная информация

Слоган
Страна СССР, Германия (ГДР)
Жанр драма, история
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 29 октября 1980
Премьера в России
Релиз на DVD 19 ноября 2009, «Новый Диск»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 12
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 12 лет
MPAA
mpaa
Время 138 мин. / 02:18
Рейтинг Кинопоиска 7.973 / 426
Рейтинг IMDB 6.30 / 47
Рейтинг мировых критиков
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Любовь Германова, Тамара Макарова, Наталья Бондарчук, Эдуард Бочаров, Николай Ерёменко мл., Любовь Полехина, Петер Ройссе, Михаил Ножкин, Анатолий Баранцев, Дмитрий Золотухин
Роли дублировали
Режиссер Сергей Герасимов
Сценарий Алексей Толстой, Сергей Герасимов, Юрий Кавтарадзе
Композитор Владимир Мартынов
Художник Борис Дуленков, Александр Попов, Йохен Келлер
Монтаж Ида Дорофеева
Директор фильма Ганс Малих, Аркадий Кушлянский
Оператор Сергей Филиппов, Хорст Хардт
Участники съемочного процесса Леонид Реутов, Артем Карапетян, Александр Кириллов, Борис Дуленков, Ида Дорофеева, Любовь Германова, Николай Гринько, Борис Хмельницкий, Юрий Мороз, Виктор Шульгин, Евгений Марков, Владимир Кашпур, Ганс Малих, Тамара Макарова, Наталья Бондарчук, Роман Филиппов, Владимир Разумовский, Алексей Толстой, Виталий Матвеев, Александр Белявский, Александр Попов, Эдуард Бочаров, Сергей Филиппов, Николай Ерёменко мл., Любовь Полехина, Алексей Багдасаров, Петер Ройссе, Анастас Смоленский, Иван Лапиков, Марина Левтова, Геннадий Фролов, Йохен Келлер, Александра Матвеева, Михаил Ножкин, Анатолий Баранцев, Владимир Федоров, Сергей Герасимов, Хорст Хардт, Дмитрий Орловский, Екатерина Васильева, Дмитрий Золотухин, Юрий Кавтарадзе, Владимир Мартынов, Аркадий Кушлянский, Александра Матвеева, Галина Левченко

Страны производства фильма

  • Германия (ГДР) (29 октября 1980) - 0
  • СССР (13 апреля 1981) - 0
  • Португалия (14 марта 1986) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

18-й век, Бунт, Казнь, Обезглавливание, Петр Первый, По мотивам романа, Ремейк, Реформатор, Россия, Русско-турецкая война, Социальная реформа, Царь

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Как Василия Ивановича Чапаева мы представляем по образу, сотворенным Борисом Бабочкиным, а Александра Невского видим по подобию Николая Черкасова (даже на одноименном советском ордене его лик), так и молодого Петра Первого рисуем себе с кальки Дмитрия Золотухина.

Фильм «В начале славных дел» является второй картиной дилогии известного режиссера Сергея Герасимова, успешно снимавшего ещё в тридцатые годы. Из его творения тех времен «Семеро смелых» выросли и «Семь самураев» Куросавы, и «Великолепная семерка» с Юлом Бриннером. «Молодая гвардия», «Тихий Дон», «Красное и чёрное» — Сергей Аполлинариевич имел успешный опыт постановки эпичных произведений, и очень хорошо понимал, что делать при экранизации Алексея Толстого.

Имя Петра почитают великим во всем мире. Царь-реформатор не столько прорубил окно в Европу, сколько явил цивилизованному миру Московию. Молодую, ищущую знаний и потихоньку начинающую играть мускулами. За свою жизнь будущую император дал столько поводов для отображения в разных видах искусства, сколько не смогли все последующие российские самодержцы вместе взятые.

Вот только в эпоху развитого социализма славить монарших особ не рекомендовалось. Тем интереснее смотреть на режиссерские ходы Сергея Герасимова. Которому нужно было отмотать маховик времени лет на триста назад, за которые страна изменилась до самого донышка. И погрузиться в кондовую эпоху длинных бород и выделанных кафтанов, сияющих сусальным золотом иконостасов и стрелецких секир. Сразу скажу, фальши не чувствовалось, хотя и понятно было, что снимали не с помощью спецсредств, а все больше по музеям да историческим комплексам.

Надо отдать должное и актерскому ансамблю. Вряд ли, к примеру, у молодых людей был опыт игры самосожжения старообрядцев — одной из самых трагических сцен фильма. Но, разумеется, основное внимание уделялось самому Петру и его неразлучным спутникам во главе с Алексашкой Меншиковым. Недаром за роль царя-мастерового Дмитрий Золотухин был признан лучшим актёром по опросу журнала «Советский экран» за 1982 год. Из работ второго плана в глаза бросился басящий наместник царя боярин Ромодановский. Думаю, что колоритного Романа Филиппова, он же «Дурик, зачем усы сбрил?», он же «Помогите, хулиганы зрения лишают!». Ну, а белорусы помнят его по образу коварного Дуботовка в экранизации шедевра Владимира Короткевича «Дикая охота короля Стаха».

Большого мастерства в исторических фильмах требует операторская работа. Нужно постоянно следить за непопаданием в кадр элементов, не соответствующих эпохе, задать изображением верный ритм, найти изюминки, оттеняющие сюжетную линию. Пика дуэт мастеров камеры Сергея Филиппова и Хорста Хардта достиг в финальном показе могучих красавцев кораблей — символа рождения великой державы.

Петр Великий был очень неоднозначной личностью. Его неадекватность в фильме выделена не была. Так, легкие штришки к портрету, когда он оправдывается перед забугорной аристократией, что крови он не льёт или при спаивании конкурента на любовном фронте. Петр, несмотря на многое сделанное, тоже находится в начале дел. Как славных, так и не очень.
Оценка 1
Заголовок Дорога перемен
Текст реценизии Споры о Петре Первом не утихают уже три столетия. Кем он был? Величайшим реформатором в истории или психически неуравновешенным тираном, разрушителем национальных устоев? Для режиссера Сергея Герасимова ответ не так очевиден, как может показаться. Возможно, как раз поэтому его дилогия «Юность Петра» и «В начале славных дел» стала одним из высших достижений советского исторического кино. Эти два фильма задуманы и сняты как цельное произведение со сквозным сюжетом, но, на мой взгляд, «В начале славных дел» — кино чуть более динамичное, зрелищное и драматичное. Петр здесь уже добился высшей власти, и Россия двинулась по дороге перемен…

Пожалуй, единственная проблема картины — хронометраж 2 часа 18 минут Сергею Герасимову оказался тесноват. Судьбы некоторых персонажей обрываются буквально на полуслове (Цыган в исполнении народного артиста СССР Петра Глебова). К счастью, режиссер собрал мощный актерский состав, а такие мастера, как тот же Глебов, а еще Лапиков, Кашпур, Гринько любой эпизод сделают украшением фильма.

Отдельный респект — Дмитрию Золотухину, блистательно сыгравшему Петра. С его героя хочется писать картины. Не случайно Герасимов в одной из сцен откровенно «процитировал» шедевр Валентина Серова «Петр Первый на набережной Невы». Вместе с тем Петр Золотухина — не забронзовевший император, а вполне живой человек, с понятными всем проблемами: жена не понимает, любовница обманывает, а лучший друг за спиной царя потихоньку подворовывает… Создателей фильма восхищает масштаб личности и целеустремленность Петра, но они не закрывают глаза на его слабости и противоречия эпохи. Преобразования, затеянные Петром в России, грандиозны, но строилась империя на костях и крови простых людей. Эту двойственность Сергею Герасимову удалось передать великолепно.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Дилогия Герасимова по роману Алексея Толстого (первый фильм — «Юность Петра». Образец исторического фильма. Не просто грамотный и умный перессказ истории, но и произведение искусства. Режиссер с оператором творят чудеса, превращая кино в живопись. Герасимов оживляет знаменитую картину Серова и опомниться не успеваешь, как его Пётр работает в кузнице и спина вся в испарине и с улицы веет холодом

Дмитрий Золотухин в роли Петра — идеальное портретное попадание. Актёр сошел со страниц хрестоматии и другого Петра в голове не будет

Мастер-класс во всем — как в кино работать с массовкой, с детьми, с животными в кадре, какие должны быть костюмы, какая пропорция между историческим и личным.

Не вспомню ни один похожий исторический фильм. национальный эпос без надрыва и пафоса. Это 80-й год и Герасимов навсегда даёт урок, как надо держать внимание зрителя.