В начале славных дел (1980)
(1980) 18+
![В начале славных дел В начале славных дел](/img/films/9/1/1364922750_52343.jpg)
О фильме
Вторая часть кинодилогии, снятой по роману Алексея Толстого «Петр Первый». В конце XVII века Россия терпела убытки в торговле оттого, что не имела выхода к морю. Юный российский самодержец Петр I начинает строительство флота. А среди бояр, тем временем, зреет недовольство молодым монархом
Подробная информация
Страны производства фильма
- Германия (ГДР) (29 октября 1980) - 0
- СССР (13 апреля 1981) - 0
- Португалия (14 марта 1986) - 0
Участники съемочного процесса
- Режиссер - Сергей Герасимов
- Актеры Петр I - Дмитрий Золотухин
- Актеры Наталья Кирилловна - Тамара Макарова
- Актеры Софья - Наталья Бондарчук
- Актеры Меньшиков - Николай Ерёменко мл.
- Актеры князь Борис Алексеич Голицын - Михаил Ножкин
- Актеры Франц Лефорт - Петер Ройссе (Peter Reusse)
- Актеры Иван Артемьич Бровкин - Эдуард Бочаров
- Актеры Санька Бровкина - Любовь Полехина
- Актеры Евдокия Лопухина - Любовь Германова
- Актеры Никита Зотов - Анатолий Баранцев
- Актеры Ромодановский - Роман Филиппов
- Актеры Алеша Бровкин - Юрий Мороз
- Актеры Овдоким - Владимир Кашпур
- Актеры Лев Кириллович Нарышкин - Александр Белявский
- Актеры старец Нектарий - Николай Гринько
- Актеры стрелец Кузьма Черный - Борис Хмельницкий
- Актеры Ольга Буйносова - Марина Левтова
- Актеры Антонида Буйносова - Екатерина Васильева
- Актеры кузнец Жемов - Иван Лапиков
- Актеры Прокофий Возницын - Евгений Марков
- Актеры княгиня Буйносова - Александра Матвеева
- Актеры Артамон Бровкин - Геннадий Фролов
- Актеры целовальник - Алексей Багдасаров
- Актеры - Дмитрий Орловский
- Актеры - Владимир Разумовский
- Актеры Иуда - Виталий Матвеев
- Актеры стрелец Никита Гладкий - Леонид Реутов
- Актеры - Виктор Шульгин
- Актеры Гасан-паша - Артем Карапетян
- Актеры монахиня - Галина Левченко
- Актеры боярин - Анастас Смоленский
- Актеры карлик - Владимир Федоров
- Актеры княгиня Буйносова - Александра Матвеева
- Актеры иконописец - Александр Кириллов
- Директора фильма - Аркадий Кушлянский
- Директора фильма - Ганс Малих (Hans Mahlich)
- Сценаристы - Сергей Герасимов
- Сценаристы - Юрий Кавтарадзе
- Сценаристы роман - Алексей Толстой
- Операторы - Сергей Филиппов
- Операторы - Хорст Хардт (Horst Hardt)
- Композитор - Владимир Мартынов
- Художники постановщик - Борис Дуленков
- Художники постановщик - Йохен Келлер (Jochen Keller)
- Художники постановщик - Александр Попов
- Монтажер - Ида Дорофеева
Тэги фильма
18-й век, Бунт, Казнь, Обезглавливание, Петр Первый, По мотивам романа, Ремейк, Реформатор, Россия, Русско-турецкая война, Социальная реформа, Царь
Рецензии пользователей
Оценка | 1 |
Заголовок | |
Текст реценизии | Как Василия Ивановича Чапаева мы представляем по образу, сотворенным Борисом Бабочкиным, а Александра Невского видим по подобию Николая Черкасова (даже на одноименном советском ордене его лик), так и молодого Петра Первого рисуем себе с кальки Дмитрия Золотухина. Фильм «В начале славных дел» является второй картиной дилогии известного режиссера Сергея Герасимова, успешно снимавшего ещё в тридцатые годы. Из его творения тех времен «Семеро смелых» выросли и «Семь самураев» Куросавы, и «Великолепная семерка» с Юлом Бриннером. «Молодая гвардия», «Тихий Дон», «Красное и чёрное» Сергей Аполлинариевич имел успешный опыт постановки эпичных произведений, и очень хорошо понимал, что делать при экранизации Алексея Толстого. Имя Петра почитают великим во всем мире. Царь-реформатор не столько прорубил окно в Европу, сколько явил цивилизованному миру Московию. Молодую, ищущую знаний и потихоньку начинающую играть мускулами. За свою жизнь будущую император дал столько поводов для отображения в разных видах искусства, сколько не смогли все последующие российские самодержцы вместе взятые. Вот только в эпоху развитого социализма славить монарших особ не рекомендовалось. Тем интереснее смотреть на режиссерские ходы Сергея Герасимова. Которому нужно было отмотать маховик времени лет на триста назад, за которые страна изменилась до самого донышка. И погрузиться в кондовую эпоху длинных бород и выделанных кафтанов, сияющих сусальным золотом иконостасов и стрелецких секир. Сразу скажу, фальши не чувствовалось, хотя и понятно было, что снимали не с помощью спецсредств, а все больше по музеям да историческим комплексам. Надо отдать должное и актерскому ансамблю. Вряд ли, к примеру, у молодых людей был опыт игры самосожжения старообрядцев одной из самых трагических сцен фильма. Но, разумеется, основное внимание уделялось самому Петру и его неразлучным спутникам во главе с Алексашкой Меншиковым. Недаром за роль царя-мастерового Дмитрий Золотухин был признан лучшим актёром по опросу журнала «Советский экран» за 1982 год. Из работ второго плана в глаза бросился басящий наместник царя боярин Ромодановский. Думаю, что колоритного Романа Филиппова, он же «Дурик, зачем усы сбрил?», он же «Помогите, хулиганы зрения лишают!». Ну, а белорусы помнят его по образу коварного Дуботовка в экранизации шедевра Владимира Короткевича «Дикая охота короля Стаха». Большого мастерства в исторических фильмах требует операторская работа. Нужно постоянно следить за непопаданием в кадр элементов, не соответствующих эпохе, задать изображением верный ритм, найти изюминки, оттеняющие сюжетную линию. Пика дуэт мастеров камеры Сергея Филиппова и Хорста Хардта достиг в финальном показе могучих красавцев кораблей символа рождения великой державы. Петр Великий был очень неоднозначной личностью. Его неадекватность в фильме выделена не была. Так, легкие штришки к портрету, когда он оправдывается перед забугорной аристократией, что крови он не льёт или при спаивании конкурента на любовном фронте. Петр, несмотря на многое сделанное, тоже находится в начале дел. Как славных, так и не очень. |
Оценка | 1 |
Заголовок | Дорога перемен |
Текст реценизии | Споры о Петре Первом не утихают уже три столетия. Кем он был? Величайшим реформатором в истории или психически неуравновешенным тираном, разрушителем национальных устоев? Для режиссера Сергея Герасимова ответ не так очевиден, как может показаться. Возможно, как раз поэтому его дилогия «Юность Петра» и «В начале славных дел» стала одним из высших достижений советского исторического кино. Эти два фильма задуманы и сняты как цельное произведение со сквозным сюжетом, но, на мой взгляд, «В начале славных дел» кино чуть более динамичное, зрелищное и драматичное. Петр здесь уже добился высшей власти, и Россия двинулась по дороге перемен
Пожалуй, единственная проблема картины хронометраж 2 часа 18 минут Сергею Герасимову оказался тесноват. Судьбы некоторых персонажей обрываются буквально на полуслове (Цыган в исполнении народного артиста СССР Петра Глебова). К счастью, режиссер собрал мощный актерский состав, а такие мастера, как тот же Глебов, а еще Лапиков, Кашпур, Гринько любой эпизод сделают украшением фильма. Отдельный респект Дмитрию Золотухину, блистательно сыгравшему Петра. С его героя хочется писать картины. Не случайно Герасимов в одной из сцен откровенно «процитировал» шедевр Валентина Серова «Петр Первый на набережной Невы». Вместе с тем Петр Золотухина не забронзовевший император, а вполне живой человек, с понятными всем проблемами: жена не понимает, любовница обманывает, а лучший друг за спиной царя потихоньку подворовывает Создателей фильма восхищает масштаб личности и целеустремленность Петра, но они не закрывают глаза на его слабости и противоречия эпохи. Преобразования, затеянные Петром в России, грандиозны, но строилась империя на костях и крови простых людей. Эту двойственность Сергею Герасимову удалось передать великолепно. 8 из 10 |
Оценка | 1 |
Заголовок | |
Текст реценизии | Дилогия Герасимова по роману Алексея Толстого (первый фильм «Юность Петра». Образец исторического фильма. Не просто грамотный и умный перессказ истории, но и произведение искусства. Режиссер с оператором творят чудеса, превращая кино в живопись. Герасимов оживляет знаменитую картину Серова и опомниться не успеваешь, как его Пётр работает в кузнице и спина вся в испарине и с улицы веет холодом Дмитрий Золотухин в роли Петра идеальное портретное попадание. Актёр сошел со страниц хрестоматии и другого Петра в голове не будет Мастер-класс во всем как в кино работать с массовкой, с детьми, с животными в кадре, какие должны быть костюмы, какая пропорция между историческим и личным. Не вспомню ни один похожий исторический фильм. национальный эпос без надрыва и пафоса. Это 80-й год и Герасимов навсегда даёт урок, как надо держать внимание зрителя. |