Клуб «Коттон» (1984)

The Cotton Club (1984) 18+


О фильме

В искусных руках Дикси труба превращается в нечто большее, чем простой музыкальный инструмент. А женщина из обычного существа женского пола становилась богиней.

Дикси был единственным, кто мог пройти по скользкой дорожке между музыкой и мафией. Пока однажды не встретил в клубе «Коттон» Веру. И жизнь Дикси стала еще горячей, чем его музыка.

Подробная информация

Слоган It was the jazz age. It was an era of elegance and violence. The action was gambling. The stakes were life and death.
Страна США
Жанр драма, музыка, криминал
Бюджет $58 000 000
Сборы в США $25 928 721
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 10 декабря 1984
Премьера в России
Релиз на DVD 8 февраля 2011, «Юниверсал Пикчерс Рус»
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 16
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 16 лет
MPAA лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
mpaa R
Время 127 мин. / 02:07
Рейтинг Кинопоиска 7.149 / 1177
Рейтинг IMDB 6.40 / 9 135
Рейтинг мировых критиков 75
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Николас Кейдж, Джеймс Римар, Ричард Гир, Аллен Гарфилд, Дайан Лэйн, Фред Гуинн, Гвен Вердон, Грегори Хайнс, Боб Хоскинс, Лонетт МакКи
Роли дублировали Сергей Мартынов, Рудольф Панков, Ольга Гаспарова, Алена Чухрай, Сергей Захаров
Режиссер Френсис Форд Коппола
Сценарий Френсис Форд Коппола, Марио Пьюзо, Уильям Кеннеди
Продюсер Джои Кусумано, Роберт Эванс, Дайсон Ловелл
Композитор Джон Бэрри
Художник Грегори Болтон, Дэвид Чэпман, Ричард Силберт
Монтаж Роберт К. Ловетт, Бэрри Малкин
Оператор Стивен Голдблатт
Участники съемочного процесса Джанкарло Эспозито, Николас Кейдж, Марк Марголис, Сергей Мартынов, Алексей Золотницкий, Рудольф Панков, Джеймс Римар, Ричард Гир, Джеймс Руссо, Марио Ван Пиблз, Леонард Термо, Ольга Гаспарова, Джордж Кутупис, Владимир Ферапонтов, Вуди Строуд, Эд О’Росс, Аллен Гарфилд, Ann Duquesnay, Delores McHarris, Дарья Хайнс, Karen Wadkins, Jason Papalardo, Гари Томас, Паула Линн, Shirley Black-Brown, Терри Гриффин, Howard «Sandman» Sims, Ninon Digiorgio, Бернард Мэннерс, Оскар Барнс, Лидия Абарка, Айвори Вилер, Джон Кафисо, Gail Kendricks, Mary Beth Kurdock, Benny Clorey, Лютер Фонтейн, Рима Веттер, Джои Кусумано, Кристофер Льюис, Джим Хэскинс, Эд Роуэн, Рутанна Грейвз, Элис Энн Оутс, Розалинд Харрис, Робин Хэрмон, Роберт К. Ловетт, Том Уэйтс, Стивен Голдблатт, Тельма Карпентер, Дайан Лэйн, Грегори Болтон, Барри М. Осборн, Ed Zang, Брайан Тарантина, Френсис Форд Коппола, Джордж Гейнс, Джо Линн, Джо Даллесандро, Гленн Уитроу, Дэвид Чэпман, Ким Чан, Такер Смоллвуд, Трэйси Росс, Евгений Ильинов, Скотт Кроуфорд, Фред Гуинн, Соня Хенсли, Дэмиен Лик, Мелисса Профет, Роберт Эванс, Гвен Вердон, Марио Пьюзо, Лоренс Фишбёрн, Джеки Гарри, Новелла Нельсон, Марк Коппола, Дженнифер Грей, Том Сигнорелли, Шери Кауарт, Пол Херман, Джулиан Бек, Сьюзэн Мечснер, Кимберли Дорси, Рик Уошберн, Алена Чухрай, София Коппола, Брюс МакВитти, Джон Бэрри, Грегори Хайнс, Джордж Кантеро, Алексей Панькин, Стив Кафисо, Стив Вигнари, Дэйтон Аллен, Дайан Венора, Сандра Билл, Милена Канонеро, Роберт Эрл Джонс, Боб Хоскинс, Кирк Тейлор, Ральф Браун, Рони Клэнтон, Лиза Джейн Перски, Винсент Джероса, Кики Шепард, Вайнонна Смит, Лонетт МакКи, Бэрри Малкин, Дайсон Ловелл, Линда Джиллен, Билл Коббс, Билл Грэхэм, Белла Джарретт, Харольд Кромер, Джон П. Райан, Сюзанн Каарен, Ричард Силберт, Фред Роос, Чарльз Янг, Сильвио Табет, Лесли Блум, Энн Палмер, Генри ЛеТэнг, Фредерик Даунс мл., Сидни Голдсмит, Брюс Хаббард, Дэбби Фиттс, Деметриус Пена, Уильям Кеннеди, Рон Карабацос, Сиско Дрейтон, Karen DiBianco, Henry Phace Roberts, Алексис Уилсон, Vody Najac, Рэндл Мелл, Даниэль Осборн, David McHarris, Бернард Марш, Джеймс «Бастер» Браун, Морис Хайнс, Карла Эрл, Зейн Марк, Кристина Куми Кимболл, Джанет Пауэлл, Присцилла Баскервиль, Лесли Колдуэлл, Рени Родригез, Этель Битти, Дэйв Джексон, Ларри Маршалл, Трэйси Басс, Бабба Гейнс, Антония Петтифорд, Норма Жан Дарден, Джули Парс, Стэн Трэйси, Vya Negromonte, Wendy Edmead, Валери Петтифорд, Сарита Аллен, Скип Каннингэм, Жан Микенс, Сергей Захаров, Радди Л. Гарнер, Патриция ЛеТэнг, Jimmy Slyde, Alde Lewis, Naylon Mitchell, Мелани Колдуэлл, Грегори Розакис, Чарльз ’Хони’ Коулз, Дональд Уильямс, Джордж Хиллман, Джо Бридлав, Жаклин Бёрд, Николас Дж. Джанджулио

Премии фильма

  • Британская академия, 1986 год (uk) - Лучший звук
  • Оскар, 1985 год (us) - Лучшие декорации
    Лучший монтаж
  • Золотой глобус, 1985 год (us) - Лучший фильм (драма)
    Лучший режиссер (Френсис Форд Коппола)
  • Золотая малина, 1985 год (us) - Худшая женская роль второго плана (Дайан Лэйн)

Страны производства фильма

  • США (10 декабря 1984) - 0
  • США (14 декабря 1984) - 7
  • Франция (2 января 1985) - 1
  • Австралия (3 января 1985) - 0
  • Аргентина (31 января 1985) - 0
  • Германия (ФРГ) (22 февраля 1985) - 0
  • Швеция (1 марта 1985) - 0
  • Япония (23 марта 1985) - 0
  • Финляндия (19 апреля 1985) - 0
  • Нидерланды (15 мая 1985) - 0
  • Дания (19 августа 1985) - 0
  • Ирландия (30 августа 1985) - 0
  • Гонконг (5 сентября 1985) - 0
  • Португалия (29 ноября 1985) - 0
  • Великобритания (2 мая 1986) - 0
  • Чехословакия (1 октября 1986) - 0
  • Перу (1987) - 0
  • Венгрия (8 января 1987) - 0
  • Германия (ГДР) (30 января 1987) - 0
  • СССР (Июль 1989) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

1920-е, 1930-е, Американец ирландского происхождения, Афроамериканец, Вертихвостка, Война гангстерских синдикатов, Гангстер, Гарлем, Герои двух разных рас, Глава банды, Группа людей (музыкантов), Двойное убийство детей, Джаз, Жестокость, Кассовый провал, Клуб Коттон, Культурная ассимиляция, Манхэттен, Нью-Йорк, Мафиозное заказное убийство, Мафия, Мертвые дети, Мертвый мальчик, Музыкант, Нагота, Нанесение удара ножом, Независимый фильм, Нью-Йорк, Оркестр, Оскорбление на расовой почве, Певец, Пение, Песня, По мотивам романа, Пощёчина, Расизм, Расист, Расовая сегрегация, Расовые отношения, Расовые предрассудки, Светлокожий человек, афроамериканского происхождения, Спор, Стрельба из машины, Танец, Фильм внутри фильма, Центральный вокзал Нью-Йорка, Чечётка, Этническая ненависть

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Отличный фильм. Превосходно передана атмосфера той эпохи. Интересно посмотреть на молодого Гира и совсем молоденького Николаса Кейджа. Ремар и впрямь хорош. Разборки гангстеров на фоне красивых женщин, костюмов, танцев и декораций.

Итог: великолепный мюзикл от великолепного режиссёра с сильнейшим актёрским составом. Жаль, фильм не очень известен.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок Диксиленд
Текст реценизии Нью-Йорк, Гарлем, 30-е годы 20 века. США, переживающие нелегкие времена Великой Депрессии, погружены в омут мафиозного передела и клановых распрей. Однако Дикси, саксофонист в знаменитом клубе «Коттон», далек от мира больших денег и кровавых ссор. Он предан музыке и своему саксофону, который в его руках становился божественным инструментом. Но однажды Дикси встретил Веру и все в его жизни изменилось.

Фильм «Клуб „Коттон“ снят в 1984 году знаменитым американским режиссером Фрэнсисом Фордом Копполой и, хотя в прокате фильм провалился, не окупив и половины затраченных на него средств, картина получила одобрение критиков, став очередным шедевром режиссера. В создании сценария фильма, частично основанного на реальных событиях, принимал участие известный писатель Марио Пьюзо, поэтому в картине достаточно реалистично и ярко показан мир мафии и взаимоотношений в ней. Невозможно не отметить также, насколько фильм стилен и зрелищен. Коппола и оператор Стивен Голдблатт великолепно воссоздали в картине эпоху 30-х годов, даже в мельчайших деталях, создав незабываемый видеоряд.

Отдельно хочется остановится на актерском составе фильма. Ричард Гир превосходно сыграл Дикси, создав самый интересный обрахз в своей карьере в 80-х годах. Великолепна и Дайен Лейн в роли Веры, в первый раз сыгравшая с Ричардом Гиром и составившая ему идеальный дуэт(много позже, как известно, они снялись вместе в «Неверной» и «Ночах в Роданте»). Блестяще справились со своими ролями и Боб Хоскинс(мафиози Оуни Мэдден), и Николас Кейдж(амбициозный Винсент). и Джеймс Ремар(Голландец), и Грегори Хайнс, создав ярких и харизматичных персонажей.

Композитор Джон Бэрри написал к фильму мощный и пропитанный ностальгическим джазом саундтрек, создающий в нем незабываемую атмосферу.

«Клуб „Коттон“ — ностальгическая криминальная мелодрама, фильм о любви и гангстерской жизни, который я рекомендую всем поклонникам „Крестного отца“ и «Чикаго».

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Гениальное кино. От сцен с Ремаром просто отвисает челюсть. Как же гениально он играет роль жестокого мафиози! Коппола — великий режиссер. Жаль, что его фильмы часто не пользуются коммерческим успехом.
Оценка 3
Заголовок Музыкальная гангстерско-комедийная мелодрама.
Текст реценизии Мне персонально фильм казался очень любопытным тем фактом, сколько молодых (в то время) известных актеров в нем можно увидеть.
Все они как на подбор, и если нельзя сказать, что прямо блистают в этом фильме, но уж точно довольно интересно смотрятся.

Сниматься у Копполы в 80-х означало гарантировать себе успех в будущем, и долгие актерские взаимосвязи. К примеру, Ричард Гир и Дайан Лейн встречались еще дважды на съемочной площадке спустя 20лет.

Все действия фильма происходят в 30-е годы ХХ века вокруг клуба «Коттон» в нью-йоркском Гарлеме, связывая джазмузыкантов с гангстерской мафией. Тема в свое время очень модная для американских режиссеров.

И хотя сюжет фильма меня не зацепил, и большим поклонником джазовой музыки я не являюсь, все же не могу сказать, что фильм показался скучным или нестоящим внимания.

Возможно, любители ретро-мюзиклов или гангстерской тематики оценят его с большей охотой.

6 из 10
Оценка 1
Заголовок Отличный фильм о жизни в ритме джаз!
Текст реценизии В фильме потрясающе реалистично воссоздана атмосфера Америки 20-30-х годов, времён «сухого закона» и пика популярности джаза; повсеместного распространения подпольных клубов, где царила ритмичная музыка, экстравагантные танцы, и выпивки было в изобилии. Понятно, что такие заведения находились под покровительством тех или иных криминальных группировок, основным направлением деятельности которых было бутлегерство (подпольная торговля) с вытекающими отсюда проблемами по распределению территорий. Вот собственно об этом и фильм: о джазе, мафии и судьбах людей, вовлечённых в эту эпоху.

Фильм основан на реальных событиях: действительно существовал такой клуб в Нью-Йоркском районе Гарлем; Оуни Мэдден, «Голландец Шульц» (настоящее имя Артур Флегенхэймер), Винсент «Бешенный Пёс» Колл (в фильме — Винсент Двайр), «Бампи» (играет Лоуренс Фишбёрн) и «Лаки» Лучано (играет Джо Даллесандро) — реальные американские гангстеры первой половины 20-го века. Сюжетные линии, связанные с этими персонажами, в основном, основаны на событиях, которые имели место в криминальной истории Америки. Не вдаваясь в подробности, скажу пару слов о клубе. «The Cotton Club» был открыт в 1923 году бутлегером Оуни Мэдденом, как развлекательное заведение, в котором исполняли джаз, а Оуни реализовывал «своё» контрабандное пиво (собственно ради этой цели и был выкуплен прогоревший предшественник «Коттона» — «Клуб ДеЛюкс», открытый в 1920 году боксёром Джеком Джонсоном). В клуб впускались только «белые» посетители (эра расизма была в самом разгаре), а выступали перед ними «цветные» артисты, в качестве диковинного зрелища. Перед зрителями «Коттона» выступали такие известные джазмены, как Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Кэб Кэллоуэй (последние двое упоминаются в фильме) и др. Клуб был настолько популярен, что стал одним из наиболее узнаваемых символов Нью-Йорка. В результате антирасистских массовых беспорядков 1936 года «Коттон» в Гарлеме был закрыт и перенесён на Бродвей (театральный квартал на Манхэттене, в центре Нью-Йорка), но времена менялись, и в 1940 году клуб прекратил своё существование. Правда, в 1970 году «The Cotton Club» был возрождён, в основном, для туристов.

Переходим к фильму.

Фильм переплетает судьбы разных людей, определённый этап жизни которых так или иначе был связан с клубом «Коттон».

Центральной фигурой повествования является Дикси Двайер (Ричард Гир), который начинал с игры на корнете в небольшом заведении Нью-Йорка, но череда событий сближает его с гангстером «Голландец Шульц», что его, мягко говоря, не радует. Позже он переходит под покровительство одного из боссов мафии Оуни Мэддена (Боб Хоскинс), а после становится решающим доводом в определении судьбы своего бывшего покровителя «Шульца». В общем, этакая история «Золушки», которая также не обошлась без напряжённой любовной линии корнетиста с певицей и подружкой «Голландца» (Джеймс Римар) Верой Сисеро (Дайан Лэйн), которая всеми средствами упорно преследовала свои интересы.

Любовных историй в фильме достаточно: помимо Дикси и Веры, это взаимоотношения Шульца со своей женой (Лиза Джейн Перски), а также с любовницей, той же Верой; романтическая линия между степистом Сандменом (Грегори Хайнс) и танцоршой и певицей Лайлой (Лонетт МакКи). Все эти отношения складывались очень непросто: тут и личные амбиции, и препятствия со стороны других людей, недоверие, обиды, размолвки.

Помимо центральной фигуры Дикси рассказывается о судьбе его брата Винсента (Николас Кейдж), который, в отличие от брата, с детства мечтал стать гангстером, и мечта его сбылась в полной мере. Конечно, не обошлось без описания жизнедеятельности членов криминальных кланов, правда они не являются основополагающими для этого фильма, но без взаимоотношений, например, Оуни и Шульца невозможно было полностью воссоздать атмосферу представленной эпохи.

Ещё одной интереснейшей линией является жизнь двух братьев: степистов (чечёточников) Сандмена и Клэя Вильямс (Морис Хайнс), которых сыграли два родных брата, действительно танцоров, выступавших в своё время на Бродвее, так что история братьев Вильямс практически история Братьев Хайнс. Ну и, соответственно, все танцевальные номера в фильме они выполняют сами. Это история двух чернокожих парней — отличных танцоров, — которые с детства мечтали выступать на сцене клуба «Коттон», несмотря на открытые проявления расизма того времени (с артистами обращались как с прислугой, не более). Кроме внешних невзгод на братьев частенько сваливались и внутренние разлады между ними самими, в чём замешаны и желание во что бы то ни стало воплотить свою мечту, и внезапная влюблённость Сандмена.

Снято всё это здорово — другого от Копполы и не ожидаешь. Стилизация под Америку 20-30-х годов просто потрясающая: тут и декорации, и костюмы, и музыка просто великолепны. Танцевальные номера, которых в фильме много, поставлены и отсняты превосходно. Уже только из-за них одних стоит смотреть этот фильм: всё красочно, зажигательно, с удовольствием погружаешься в атмосферу рваных ритмов джаза и становишься непосредственным свидетелем происходящих вокруг безумств. А с таким списком прекрасных актёров и весь фильм смотришь не без удовольствия.

Матёрый мафиози Оуни Мэдден, с лёгкостью располагающий к себе людей благодаря природному обаянию, в исполнении Боба Хоскинса; психически неуравновешенный «Голландец» Джеймса Римара; внушающий страх помощник Оуни Мэддена «Француз» неподражаемого Фреда Гуинна — просто отличные роли. Очень хорош Николас Кейдж в роли безумца Винсента. Вся группа чернокожих танцоров во главе с Грегори Хайнсом — великолепна. Неплох Ричард Гир: его хитрая ирландская внешность способствует пониманию, что Дикси Двайер не так прост, как может показаться. Хорошо сыграли Дайан Лэйн этакую загадочную, целеустремлённую Веру, с присущей такому типажу женщин стервозностью, и Лонетт МакКи, героиня которой — Лайла — также не желает рисковать своим местом ведущей артистки клуба, доставшееся ей не без сокрытия некоторых личных фактов, ради любви чернокожего танцора. Также обращает на себя внимание администратор клуба «Коттон» Ирвинг Стар, с лёгкостью обыгранный Томом Уэйтсом. Ну и хорош Джулиан Бек, сыгравший помощника «Голландца» Сола, просто-таки «душа компании», а не человек.

Итог. В фильме потрясающе воссоздана атмосфера джазовой Америки 20-30-х годов: превосходные декорации, костюмы, музыка, скрывающиеся за всем этим гангстеры и романтики. Отличная постановка и неподражаемая игра прекрасных актёров превращают экранное действие в отличный фильм о жизни в ритме джаз!

Послесловие. Посмотрев данный фильм в первый раз, я не осознал всю прелесть созданной атмосферы, но у фильма оказалось отличное послевкусие, которое спустя небольшой промежуток времени сделало «Клуб Коттон» одним из захватывающих экранных действ, когда-либо виденных мной. Прохладное же отношение большинства зрителей к этому фильму, скорее всего, как раз и объясняется тем, что то самое, приятное, послевкусие не смогло по каким-то причинам подобраться к каждому любителю кино.

8 из 10
Оценка 3
Заголовок 2 часа казались вечностью
Текст реценизии Фильм не впечатлил, видимо я не фанат джаза, еле досмотрел до конца, частенько поглядывая на время. Хотя фильм нельзя сказать, что плохой. Отлично передана атмосфера 30-х годов, актеры играют довольно реалистично. Фильм снимал сам Коппола, а он отличный режиссер и знает свое дело, но фильм явно рассчитан на малую публику, больше на любителей джаза, так как его там предостаточно. Декорации тоже потрясают, все довольно красиво. Хотя сюжет довольно простой и оказался скучный. Сделали смесь музыки, гангстеров и любви. Впрочем, музыка главная тема фильма. Все-таки речь идет о самом клубе, причем очень известном в прошлом, и все что в нем происходит. Фильм не зацепил, не для широкой публики, собственно и провалился в прокате потому.