Диверсант (1942)

Saboteur (1942) 18+


О фильме

Несмотря на пропагандистскую окраску фильма, обусловленную временем, когда он снимался, эта замечательная хичкоковская история о человеке, ошибочно обвиненном в диверсии, и который пересекает половину страны, чтобы найти настоящих преступников.

Подробная информация

Слоган You'd like to say - IT CAN'T HAPPEN HERE!... but every jolting scene is TRUE!!
Страна США
Жанр триллер, детектив
Бюджет
Сборы в США
Сборы в мире
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 22 апреля 1942
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray 20 декабря 2012, «Двадцатый Век Фокс СНГ»
Ограничение по возрасту 12
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 12 лет
MPAA рекомендуется присутствие родителей
mpaa PG
Время 109 мин. / 01:49
Рейтинг Кинопоиска 7.322 / 470
Рейтинг IMDB 7.30 / 11 464
Рейтинг мировых критиков 80
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса Режиссер Альфред Хичкок предполагал взять на главные роли Гари Купера и Барбару Стэнуик, однако в итоге они достались Роберту Камминнгсу и Присцилле Лэйн.
В кадре с перевернутым судном фигурирует корабль «Нормандия», который стал жертвой акта саботажа во время Второй мировой войны. Правда, эту диверсию совершили не нацисты (как в фильме), а местные гангстеры, которые надеялись таким образом заставить правительство заплатить им за защиту от нацистских саботажников. Несмотря на то что руководство Военно-морских сил настаивало на том, чтобы Хичкок вырезал этот кадр, режиссер отказался это сделать.
Хичкок появился в этой картине в фирменном эпизоде-камео, сыграв человека у газетного киоска.
В главных ролях Йен Вульф, Отто Крюгер, Алан Бакстер, Клем Беванс, Альма Крюгер, Норман Ллойд, Присцилла Лэйн, Роберт Каммингс, Вон Глейсер, Дороти Петерсон
Роли дублировали Валерий Сторожик, Дмитрий Курта, Диомид Виноградов, Мария Овчинникова, Даниил Эльдаров
Режиссер Альфред Хичкок
Сценарий Дороти Паркер, Питер Виртел, Джоан Харрисон
Продюсер Фрэнк Ллойд, Джек Х. Скирболл
Композитор Фрэнк Скиннер
Художник Расселл А. Гаусман, Джек Оттерсон
Монтаж Эдвард Кертис, Отто Людвиг
Оператор Джозеф А. Валентайн
Участники съемочного процесса Эл Бридж, Gus Glassmire, Рекс Лиз, Никита Прозоровский, Нина Тобилевич, Йен Вульф, Сэм Харрис, Чарльз Шерлок, Дейл Ван Сикел, Селмер Джексон, Фрэнк Марлоу, Джеффри Сейр, Расселл А. Гаусман, Валерий Сторожик, Юджин Герике, Педро Де Кордоба, Норма Друри Болеславски, Джин О’Доннелл, Уильям Руль, Джек Оттерсон, Эдвард Кертис, Уильям Гулд, Альфред Хичкок, Рудольф Панков, Дмитрий Филимонов, Дмитрий Курта, Диомид Виноградов, Отто Крюгер, Пэт Флаэрти, Мэтт Уиллис, Дьюк Йорк, Фрэнк Ллойд, Ли Фелпс, Гарри Стрэндж, Фрэнк МакКлюр, Роберт Митчум, Уилл Райт, Сейр Диаринг, Джеймс Флавин, Ольга Кузнецова, Ральф Данн, Ральф Брукс, Сирил Ринг, Эмори Парнелл, Чарльз Хэлтон, Харольд Миллер, Анита Шарп-Болстер, Алан Бакстер, Оливер Блейк, Мария Овчинникова, Джек Гарднер, Ирина Савина, Милтон Кибби, Джералд Пирс, Мюррэй Элпер, Уилл Ли, Кермит Мэйнард, Торин Тэтчер, Андрей Казанцев, Эдди Фостер, Лу Любин, Арт Гилмор, Луис Куинс, Пол Э. Барнс, Маргарет Хэйес, Хелен Диксон, Фрэнк Скиннер, Клем Беванс, Альма Крюгер, Рут Петерсон, Марджори Вуд, Кернан Криппс, Дороти Паркер, Ганс Конрид, Питер Виртел, Джозеф А. Валентайн, Норман Ллойд, Присцилла Лэйн, Джон Элдридж, Александр Локвуд, Джек Читхэм, Джеймс Карлайл, Фрэнсис Карсон, Роберт Каммингс, Даниил Эльдаров, Бартон Ярборо, Пэдди О’Флинн, Джек Х. Скирболл, Байрон Шоурс, Харди Олбрайт, Генри Нортон, Джоан Харрисон, Вон Глейсер, Жан Трент, Джордж Офферман мл., Арчи Твитчелл, Пол Филлипс, Белль Митчелл, Уинтон Хэйуорт, Отто Людвиг, Дон Каделл, Дик Миджли, Дороти Петерсон, Александр Белый, Клер Уитни, Кэтрин Адамс, Маргарет Моффатт, Билли Кертис, Пол Эвертон, Жан Ромер, Shadow, Маргарет Энн МакЛафлин, Мэри Кертис, Джимми Лукас, Нэнси Лоринг, Линн Ромер, Вирджил Саммерс, Marie LeDeaux

Страны производства фильма

  • США (22 апреля 1942) - 0
  • США (24 апреля 1942) - 0
  • США (7 мая 1942) - 0
  • Швеция (12 октября 1942) - 0
  • Финляндия (25 февраля 1945) - 0
  • Португалия (7 марта 1945) - 0
  • Италия (15 ноября 1946) - 0
  • Дания (6 октября 1947) - 0
  • США (1 сентября 1948) - 0
  • Франция (14 июня 1949) - 0
  • Гонконг (4 января 1951) - 0
  • Австрия (17 января 1958) - 0
  • Финляндия (18 апреля 1958) - 0
  • Германия (ФРГ) (16 мая 1958) - 0
  • Япония (4 апреля 1979) - 0
  • Польша (21 октября 2004) - 0
  • США (25 апреля 2010) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Авиационный завод, Агентурная сеть, Аптека, Арест, Артист цирка, Аукцион, Бассейн, Беглец, Безбилетный пассажир, Благотворительный балл, Бородатая женщина, Бренди, Бруклин, В бегах, Вещание по радиоканалу, Взрыв, Винтовая лестница, Водитель грузовика, Военно-морской корабль, Вторая мировая война, Деревенский, Детектив, Дождь, Езда на лошади, Заголовок в газете, Злодей, Зрители, Иностранный агент, Калифорния, Камео режиссера, Карлик, Кино, Кинотеатр, Конспирация, Красивая женщина, Крещение, Курение, Лачуга, Лес, Ложное обвинение, Лошадь, Манхэттен, Нью-Йорк, Младенец, Модель в индустрии моды, Молочный коктейль, Наручники, Небоскреб, Невинность, Нью-Йорк, Облава, Огнетушитель, Огонь, Оригинальное название из одного слова, Особняк, Отношения дяди и племянницы, Падение с высоты, Паранойя, Паром, Пианист, Плотина, Побег, Погоня, Поджог, Поезд, Пожарная тревога, Полицейская машина, Полицейский на мотоцикле, Полиция, Попутчик, Похищение людей, Предприятие, Прыжок с высоты, Прыжок с моста, Пустыня, Путешествие через всю страну, Радио Сити Мюзик Холл, Нью-Йорк, Ранчо, Расследование, Рекламный щит, Речь, Саботаж, Саспенс, Сиамские близнецы, Слепой человек, Слепота, Слуга, Собака, Статуя Свободы в Нью-Йорке, Стрельба, Такси, Танцевальный зал, Телеграмма, Телескоп, Телефонная будка, Терроризм, Террорист, Убийство, Удар, приведший к потери сознания, Фильм внутри фильма, Фляга, Хижина, Цирк, Шпионаж, Эвакуация

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Удивительно, что фильм был снят в 1942 году. По уровню картинка выглядит «гораздо более поздней». Фильм снят очень профессионально — всё-таки Хичкок есть Хичкок. Хороший сюжет, прекрасная актёрская игра, отличная операторская работа и очень много находок — всё это есть в этой картине. Не могу сказать, что это один из лучших фильмов Хичкока, но безусловно это один из лучших фильмов сороковых. Мне в 2011 году смотреть это кино было очень интересно и совсем нескучно.

Очень понравились актёры — Присицилла Лэйн такая миниатюрная, словно Дюймовочка, смотреть на неё одно удовольствие. И как по контрасту — рядом с ней мужественный Роберт Каммингс. Прекрасная пара.

В общем, любителям хорошего кино посмотреть хичкоковского «Диверсанта» я советую. Это профессионально сделанный продукт. Да, в нём ещё нет «фирменных» фишек Хичкока, но зато есть все элементы хорошего фильма.

9 из 10
Оценка 1
Заголовок «Диверсант»
Текст реценизии Странно конечно, что именно на этот фильм Хичкока нет совсем никаких отзывов. По мне — так это один из лучших фильмов 40-х гг. Он очень динамичный, злободневный и просто интересный. Фильм примечателен также тем, что впервые за всю историю своего кино, сэр Альфред написал в титрах — «Фильм Хичкока „Диверсант“, т. е. это теперь уже не просто фильм, а фильм Хичкока. Так то! В главных ролях популярные актеры того времени — Роберт Каммингс и Присцилла Лэйн. А сам Хичкок в качестве режиссера одного из своих первых фильмов „голливудского“ периода. Впервые он снимал на Universal и впервые он возвратился к своему излюбленному жанру — шпионскому триллеру.

Безусловно, «Диверсант» — это развлекательная картина, не лишенная впрочем, авторского почерка. Мне особенно понравилась сцена на верхушке статуи Свободы. Недаром же Хичкока называли «мастером саспенса и интриги». Я представляю, как сцены из таких фильмов сводили зрителей с ума в 40-е гг. Это смотрится эффектно и сейчас. И вообще я думаю, что Хичкок смог бы освоиться и в нынешнем Голливуде. Он бы не стал каким-нибудь Антониони. Он всегда снимал кино для зрителей, и «Диверсант» — это тоже кино для зрителей. Посмотрите этот фильм. Хотя бы для галочки, чтобы всем потом говорить — «вчера я видел один фильм, снял его очень хороший режиссер по имени Альфред» — как-то так.

Про техническую сторону говорить, я думаю, смысла нет. Это ведь Хичкок, а Хичкок — дело тонкое. Плохого кина не снимаем! Мои заслуженные (а не выслуженные, как это часто бывает):

10 из 10
Оценка 1
Заголовок Контрпропаганда от Хичкока
Текст реценизии Нет, я серьёзно в недоумении. Отчего во многих кратких описаниях к фильму «Диверсант» делается акцент на его якобы пропагандистском характере? В корне не соглашусь. По моему это как раз явный пример обратного. То что внешне выглядит пропагандистской агиткой, при более глубоком рассмотрении оборачивается контрпропагандой направленной на развенчание мифа об «американской мечте».

Начнём разбор по порядку. Изначально сюжет не блещет изысками: простой американский парень гибнет на пожаре на военном заводе. Сразу становится понятно что это диверсия. Подозрение падает на его товарища. Но есть ещё третий, настоящий диверсант, как и положено людям этой профессии серая неприметная личность, но о том что он вообще существует знали только погибший рабочий и несправедливо обвинённый главгерой фильма. Вот и надо парню доказать свою невиновность, а значит найти неприметного мерзавца ставшего причиной столь многих несчастий.

Кажется что история стандартна. Бравый американец борется за свое честное имя и раскрывает заговор. Так, да не совсем. Хичкок никогда не снимал простого кино. Вот и в этом фильме он не сделал исключения. В процессе просмотра вырисовывается картина крупного заговора, который как спрут опутал всю страну. И во главе заговорщиков стоят не какие-то маргиналы, а настоящие «любимцы» Дяди Сэма, словно бы олицетворяющие саму «американскую мечту». Тут и финансисты, руководители благотворительных фондов, шерифы, хозяева корпораций и прочие магнаты. Гнилые сливки «свободного» общества.

Против героя настроена вся госмашина Штатов. Спецслужбы, полиция — все те кто должен стоять на страже справедливости играют на руку «пятой колонне», обвиняя во всём невиновного. Само американское общество, живущее в условиях нескончаемой антишпионской пропаганды является врагом для него.

А кто помогает (или хотя бы сочувствует) главгерою? Простой водитель грузовика, ворчащий на свою жену и мало что кроме баранки да дороги в жизни видевший. Слепой пианист живущий отшельником в глуши. Его племянница-блондинка, изначально типичная жертва пропаганды, в процессе развития сюжета понимающая, что жизнь — штука более сложная нежели рекламно-агитационные плакаты. Также герою помогают «фрики» из передвижного цирка, за исключением только одного злодея-карлика, в котором читается пародия на Гитлера. Они оказываются более человечными нежели среднестатистические американские обыватели.

Ну не получается тут пропагандистского фильма. Наоборот, весь фильм пропитан хичкоковскими шифрами и кодами, которые, если уделить им внимание открывают подлинную глубину шедевра. Многие фильмы, считающиеся сегодня классикой жанра, в свою очередь произрастают из «Диверсанта». Это и «Беглец», и «Враг государства», и «Сеть» и прочие похожие кинокартины, где герой (героиня) вынужденные противостоять системе, впоследствии выходят победителями и восстанавливают своё честное имя.

И ещё, такой приём как искусственное срабатывание пожарной сигнализации путём поднесения огня к датчику, что позволяет герою скрыться от недоброжелателей, или финальная битва со злодеем на статуе Свободы (например «Люди Х»). Сейчас это в порядке вещей, но опробовано было Хичкоком в «Диверсанте».

Что касается оценки, то как и положено шедевру

10 из 10
Оценка 1
Заголовок История простого человека
Текст реценизии Первый раз я посмотрел фильм «Диверсант» ещё лет десять назад по телевизору. Некоторые эпизоды мне показались странными, в некоторые я вообще не вник. Могу сказать точно, что творение Хичкока всё равно произвело на меня очень сильное впечатление. Чёрно-белые тона в контрасте с ярким светом, пышная причёска «тех времён» главной героини, шляпы, костюмы, автомобили-форды, рисованные плакаты — это памятно. У меня появился интерес к классике мирового кино.

Не так давно мне довелось пересмотреть хичкоковский шедевр. Моё мнение по поводу этой кртины не изменилось. Даже укрепилось.

Взрыв на авиазаводе. Погиб молодой человек, десятки раненых. Ну не виноват был в гибели своего друга Барри Кейн (Роберт Каммингс). Огнетушитель с бензином не он подбросил бедняге. Был там какой-то Фрай, которого все смутно помнят… кроме Барри. Он уж запомнил того, кто повинен в смерти его друга. Барри не ждёт официального расследования, а берётся за дело сам. Он проходит тысячи перипетий, чтобы доказать свою невиновность. Ему это удаётся. Не без помощи прекрасной помощницы.

Герой Каммингса — немного преувеличен, но без героев то трудное военное время было нельзя обойтись. Любой стране нужен простой человек, который хоть чем-то сможет ей помочь в трудное для неё время. Даже на экране.

10 из 10