Правила боя (2000)

Rules of Engagement (2000) 18+


О фильме

Полковник морской пехоты Терри Чайлдерс отправляется на опасное спецзадание в одно из ближневосточных государств, где у стен американского посольства проводят демонстрацию разъяренные исламисты. Когда разбушевавшаяся толпа начинает штурм здания, он по всем правилам боя открывает по ней огонь, ради спасения жизней посла США и его семьи. Отчаянный патриот, участник самых рискованных военных кампаний, теперь обвиняется в убийстве гражданских лиц другого государства.

Быстро забыв о заслугах героя, правительство решает замять надвигающийся международный скандал, путем организации шумного процесса, на котором предполагается обвинить во всех смертных грехах заслуженного полковника-ветерана. Но на суде, который с легкостью рассчитывали выиграть грязные, продажные политики, на защиту своего боевого товарища со времен войны во Вьетнаме встает его испытанный друг, военный адвокат Хейс Ходжс. Благодаря его независимому расследованию открывается шокирующая правда о событиях, произошедших на самом деле на территории посольства и имевших место после этого.

Подробная информация

Слоган A hero should never have to stand alone.
Страна США, Великобритания, Канада, Германия
Жанр военный, драма, триллер, боевик
Бюджет $60 000 000
Сборы в США $61 335 230
Сборы в мире + $10 397 073 = $71 732 303
Сборы в России
dvd_usa
Премьера в мире 31 марта 2000
Премьера в России
Релиз на DVD
Релиз на Blu-ray
Ограничение по возрасту 16
Ограничение по возрасту зрителям, достигшим 16 лет
MPAA лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
mpaa R
Время 128 мин. / 02:08
Рейтинг Кинопоиска 7.142 / 1721
Рейтинг IMDB 6.20 / 27 740
Рейтинг мировых критиков 37
Рейтинг российских критиков
Интересные факты съемочного процесса
В главных ролях Томми Ли Джонс, Сэмюэл Л. Джексон, Гай Пирс, Бен Кингсли, Брюс Гринвуд, Энн Арчер, Блэр Андервуд, Филип Бейкер Холл, Дейл Дай, Амиду
Роли дублировали Владимир Еремин, Виктор Петров, Владимир Антоник, Леонид Белозорович, Андрей Мартынов
Режиссер Уильям Фридкин
Сценарий Джеймс Уэбб, Стивен Гейган
Продюсер Скотт Рудин, Ричард Д. Занук, Арни Шмидт
Композитор Марк Айшем
Художник Роберт В. Лэйн, Уильям Крус, Глория Грешам
Монтаж Оджи Хесс
Оператор Уильям А. Фрейкер, Никола Пекорини
Участники съемочного процесса Владимир Еремин, Никита Прозоровский, Андрей Градов, Олег Вирозуб, Уильям Фридкин, Томми Ли Джонс, Виктор Петров, Сэмюэл Л. Джексон, Владимир Антоник, Гай Пирс, Леонид Белозорович, Бен Кингсли, Андрей Мартынов, Брюс Гринвуд, Энн Арчер, Ольга Сирина, Блэр Андервуд, Филип Бейкер Холл, Андрей Ярославцев, Дейл Дай, Всеволод Абдулов, Амиду, Алексей Золотницкий, Марк Фойерстин, Игорь Тарадайкин, Ричард МакГонагл, Владимир Радченко, Баоан Коулмэн, Сергей Чекан, Никки Кэтт, Райан Херст, Гордон Клэпп, Хейден Тэнк, Ахмед Абуноум, Уильям Гибсон, Туан Трэн, Джон Спередакос, Скотт Алан Смит, Джиэн Кортоби, Дэвид Льюис Хэйс, Питер Трэн, Бонни Джонсон, Светлана Старикова, Джейсон С. Уэст, Мохамед Аттифи, Зухейр Мохамед, Крис Уфлэнд, Том Бэрри, Кевин Куни, Хелен Мэннинг, Дэвид Граф, Конрад Бахманн, Александр Груздев, Азиз Ассими, Роберт Пентз мл., Лэйрд Макинтош, Бауйен С. Брюэр, Стивен М. Ганьон, Ричард Уайтен, Томас Никербоксер, Терри Боузман, Мэри Уиклифф, Джоди Вуд, Элэйн Тэйлор, Тод Кимси, Стивен Рэмси, Дж. Гордон Лидди, Майк Стоуки, Джек Галле, Джон Барнетт, Майк Бедмистон, Майкл Джералд, Фредди Джо Фарнсворт, Дэннис Фицджералд, Джим Бенсч, Брайан Мэйнард, Джозеф Агиляр, Джонни Алонсо, Бенжамин Буш, Дэни Инглэндер, Лоуренс Ларсен, Лоурэли О’Шелл, Нат Паннинг, Марк Кеннет Робинсон, Андре Уолкер, Скотт Рудин, Ричард Д. Занук, Арни Шмидт, Адам Шредер, Джеймс Уэбб, Александр Рыжков, Андрей Бархударов, Юрий Брежнев, Стивен Гейган, Уильям А. Фрейкер, Никола Пекорини, Марк Айшем, Роберт В. Лэйн, Уильям Крус, Глория Грешам, Оджи Хесс

Страны производства фильма

  • США (31 марта 2000) - 11
  • Гонконг (8 июня 2000) - 0
  • Исландия (9 июня 2000) - 3
  • Корея Южная (1 июля 2000) - 0
  • Греция (7 июля 2000) - 0
  • Израиль (27 июля 2000) - 0
  • Аргентина (10 августа 2000) - 0
  • Словения (10 августа 2000) - 0
  • Великобритания (11 августа 2000) - 253
  • Ирландия (11 августа 2000) - 0
  • Япония (12 августа 2000) - 0
  • Австралия (17 августа 2000) - 0
  • Сингапур (17 августа 2000) - 0
  • Перу (30 августа 2000) - 0
  • Франция (Сентябрь 2000) - 0
  • Испания (4 сентября 2000) - 175
  • Португалия (8 сентября 2000) - 0
  • Венгрия (14 сентября 2000) - 23
  • Дания (15 сентября 2000) - 23
  • Франция (20 сентября 2000) - 102
  • Филиппины (4 октября 2000) - 0
  • Новая Зеландия (5 октября 2000) - 0
  • Польша (13 октября 2000) - 47
  • Турция (13 октября 2000) - 29
  • Швеция (13 октября 2000) - 12
  • Германия (19 октября 2000) - 105
  • Финляндия (20 октября 2000) - 0
  • Нидерланды (9 ноября 2000) - 37
  • Италия (10 ноября 2000) - 219
  • Чехия (30 ноября 2000) - 2
  • Швейцария (30 ноября 2000) - 0
  • Бельгия (27 декабря 2000) - 8
  • Эстония (19 января 2001) - 2
  • Италия (Ноябрь 2003) - 0

Участники съемочного процесса

Тэги фильма

Богохульство, Брызги крови, Вертолет, Вечеринка в честь ухода на пенсию, Видеопленка, Военное преступление, Военный закон, Военный корабль, Военный суд, Война во Вьетнаме, Выстрел в голову, Демонстрация, Детоубийство, Дружба, Закадровый комментарий в эпилоге, Индийский океан, Испытание, Йемен, Камера видеонаблюдения, Коктейль Молотова, Кулачный бой, Лжесвидетельство, Мертвые дети, Нахлыстовая рыбалка, Независимый фильм, Нет титров в начале фильма, Озлобленная толпа, Оригинальное название, сказанное персонажем, Отставка, Покрывательство, Полковник, Посол, Посольство, Расследование, Рвота, Ребенок с оружием, Резня, Салютование, Семейное сборище, Сжигание улик, Снайпер, Солдат морской пехоты, Старые друзья, Юрист

Рецензии пользователей

Оценка 1
Заголовок Моя страна может быть не права. Но это — моя страна.
Текст реценизии 13 марта 1931 года в столице Французского Индокитая Ханое, на параде, посвящённом столетию со дня основания Французского Иностранного Легиона, из толпы выкрикнули оскорбление в сторону солдат. Командир легионеров майор Ламберт прекратил прохождение торжественным маршем, приказал примкнуть штыки, окружил толпу, шестерых расстрелял на месте… и продолжил парад.

И что характерно — ни одна сволочь даже не заикнулась о гуманности.

Но времена меняются, и полковнику КМП США Терри Чилдерсу (Сэмюэль Л. Джексон) повезло гораздо меньше. Эвакуируя персонал американского посольства в Йемене, он приказал открыть огонь по толпе на площади, которая ну очень несдержанно себя вела. Результатом стали восемьдесят три гражданских тушки, не подающие признаков жизни. Разгневанное мировое сообщество не замедлило поднять грандиозную бучу и, стремясь замять скандал, администрация решила устроить показательную порку.

Подобное изрядно удивило полковника Чилдерса (хотя, будучи бывалым военным, он давно уже должен был привыкнуть к сволочному отношению), и помощи он решил просить у давнего друга Хейса Ходжеса (Томми Ли Джонс), боевого товарища и отставного полковника юстиции. На процессе им предстоит столкнуться с молодым майором-юристом (Гай Пирс), представляющим обвинение — чертовски талантливым, дотошным и буквально всезнающим.

Фильм очень актуален — многое, показанное там и сейчас, более десяти лет спустя, звучит «на злобу дня». Затронута, например, такая проблема, как арабская «интифада», или «каменная война». Это когда мирное население с крыш и из окон начинает бросаться в солдат камнями и битым кирпичом. Современному солдату открывать огонь в ответ на камни нельзя — это, вроде как, преступление против человечества. А то, что голову проломить может и одному, и другому, и десятому — не в счёт. Или традиционное квохтанье над «сопутствующими потерями». Террористы всегда прятались за спины гражданского населения — такая уж их подлая натура. И единственный способ отучить их от этого — как раз валить наглухо, не разбирая, кем он заслоняет свою трусливую шкуру.

Хорошо показано и разное отношение персонажей к жизни. Жена посла искренне благодарна Чилдерсу за спасение — но не станет останавливать мужа от лжесвидетельства. Её можно понять — иначе супруг потеряет работу, семья останется без средств… Но тот же Ходж не раздумывает, решая защищать на суде опального полковника. Ему плевать, кто на него будет давить и чем станут грозить — он сам может ненавязчиво поинтересоваться у советника по национальной безопасности «Сэр, вы когда-нибудь чувствовали кулак морпеха на своей челюсти?». И дело вовсе не в том, что он носит погоны — просто он мужчина не только по первичным половым признакам.

Уильям Фридкин намеренно нагнетает обстановку. Когда персонаж Пирса, и пороху-то не нюхавший, с восхитительной наглостью излагает, что можно и чего нельзя в условиях «close combat», как говорят американские военные, хочется рявкнуть в лицо суду чилдерсовское «Waste the motherfuckers!!!». А потом слово переходит к герою Томми Ли Джонса — и этот немолодой человек с усталыми глазами вдруг начинает вбивать слова одно за другим, словно стальные гвозди.

Это фильм о том, что настоящий офицер пойдёт на всё, чтобы попусту не губить своих солдат. О том, что подлинная мужская дружба не стареет. О том, что так относиться к своим солдатам попросту нельзя. О том, что кто-то за шестнадцать сраных минут могут пережить такое, с чем другие не столкнутся за всю жизнь. И эти шестнадцать минут будут стоить куда больше, чем целая жизнь того, кто греет задницы кожаными креслами в удобных офисах.

- One week?
- Negative. Sixteen minutes, major. Sixteen fucking minutes. That’s all I remember.


9 из 10
Оценка 2
Заголовок «Это не значит, что весь мир хочет нас обгадить — мы сами обгадились!»
Текст реценизии Золотые слова! Почаще бы высокопоставленные американские чиновники столь блистательно чувствовали разницу между первым и вторым. Смею надеяться, результаты не заставили бы себя долго ждать.

Фильм, конечно, из категории «не для продажи на территории РФ», не говоря уже о государствах, причисленных к Оси зла и/или им сочувствующих. Потому что отстраненно (как вариант — с сугубо профессиональным интересом) наблюдать за пикировкой военных юристов в ситуации, когда речь идет о восьми десятках убитых мирных жителей… Непросто, так скажем.

Но меня больше другое заинтересовало. Манера, способ преподнесения информации. Сугубо творческое, художественное, если можно так выразиться, решение. Сперва зрителю предлагается один вариант произошедшего. Взгляд со стороны. События, действия, последствия. Никаких оснований не доверять своим собственным глазам, казалось бы. Но!

Затем, и в этом основная идея картины, — хронология случившегося потихоньку восстанавливается. И что же?! Оказывается, всё было совсем не так, как мы могли подумать. Почему? Очень просто: в нужных местах цепочка событий дополнена новыми, ранее не демонстрировавшимися нам элементами. Кардинально (во всяком случае, по замыслу авторов фильма) меняющими отношение зрителя к тому, что произошло. Самое же примечательное, что упомянутые новые элементы представляют собой по большей части обрывки воспоминаний главного героя. Восхитительное доказательство его же собственной правоты, не правда ли? Впечатляющая убедительность режиссера!

Что в итоге? Не только разум, но и эмоции всецело оказываются на стороне героя Г. Пирса. Его профессионализм, подкрепленный идейно («Я взялся за это дело лишь потому, что считаю обоснованным обвинение, предъявленное народом Соединенных штатов!») в моих глазах многократно ценнее и весомее банально-циничных: «Я терял людей!» главного героя и «Я верю: он выполнял свой долг!» — его защитника.

В этой связи обсуждать решение военного трибунала и комментировать результаты (цитирую краткое содержание фильма) «независимого расследования» «испытанного друга», помешавшего «с легкостью выиграть» «грязным, продажным политикам» я не вижу смысла.

3 из 10
Оценка 1
Заголовок Правила чести
Текст реценизии Только что посмотрел этот фильм, впечатления достаточно положительные и вот почему.

Хороший актерский состав сразу привлек мое внимание и небезызвестный режиссер, считаю что получилась слаженная команда, которая хорошо поработала. Это прежде всего драма и не только военная, как может показаться из названия, но и жизненная, здесь стоит вопрос чести, мужества, долга солдат и их командира, который на мой взгляд раскрыт в полной мере, во многом благодаря игре главных действующих лиц.

Томми Ли Джонс. Ему не впервой играть человека отстающего закон и не только закон, а еще и справедливость, как правильно поступить, меня это очень привлекло в его игре. Казалось, обычный полковник, дожидающийся своей отставки, не очень удачный адвокат, но он справедливый человек, люблю таких персонажей, справился на отлично.

Сэмюэл Л. Джексон. Хорошо вписался в образ, находящегося в критическом положении полковника, выполняющего свой долг. Он действовал во имя долга и чести, защищая своих ребят, может он и погорячился, но ему не легко было решится на это, он спасал не только себя…

Фильм хороший, держит в напряжении, особенно во время судебных тяжб, да и вообще жизненный он какой-то получился.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок Правила дружбы
Текст реценизии Перед нами неудачная военная спецоперация спасения посольства в Йемене, военный трибунал с делом расстрела 83-х мирных жителей и совершенно удачный спарринг актеров — формульщика — Сэмюэля Л. Джексона и мужика с орлом из страз на куртке — Томми Ли Джонса.

Сидя, скрипя зубами от негодования и злобы, предвкушаешь, что справедливость восторжествует, хоть эта справедливость на первый взгляд двояка и противоречива. Кровь «невинных» (убрать кавычки на выбор зрителя) йеменцев, проблема «американцев в странах Востока», отвага истинного вояки и долг перед Родиной, политика чьей верхов обвинить командующего операцией полковника. И неуловимое понимание, что данная ситуация может быть с каждым военным командиром любой страны. В этом и актуальность данного фильма, ведь ежедневно в мире происходят военные конфликты, постоянно происходят суды.

Фильм определенно для любителей и ценителей военных драм, а также для всех неравнодушных кинозрителей, пылающих пощекотать свои нервы и погрызть ногти.

10 из 10
Оценка 1
Заголовок
Текст реценизии Один из случаев, где человек может безнаказанно лишить другого жизни — это война, и пока в мире будут существовать конфликты, люди будут гибнуть.

Заслуженный полковник морской пехоты США, не раз выполнявший опасные задания, послан на Ближний Восток, чтобы вывести из посольства американского посла. Ситуация в городе не терпит отлагательств и солдаты полковника стают объектами агрессии местных жителей. Загнанный в угол полковник отдает приказ открыть огонь по толпе, что становится причиной международного скандала. Центральным событием фильма выступает военный трибунал, но закономерно, что о его причинах мы слышим не только из обвинений. Нам покажут как сами боевые действия в городе, так и былые военные заслуги главного героя. Сюжет развивается динамично и здесь постоянно что-то происходит. Сама судебная драма получилась вовлекающей, и зрителю будет интересно знакомиться с аспектами дела. У картины сильный актерский состав: Сэмюэл Л. Джексон, Томми Ли Джонс и Гай Пирс.

Увлекательная военная драма, которая позволяет задуматься о надобности вооруженных конфликтов и ненужных человеческих жертвах.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок Игры патриотов
Текст реценизии В первую очередь фильм привлек мой интерес тем, что я люблю судебные драмы и следить за перепитиями судебных процессов в картинах, снятых профессиональными режиссерами, доставляет мне настоящее удовольствие. Так что, если подобный жанр оставляет вас равнодушными и вводит в скуку, то с просмотром данной картины просьба не беспокоиться.

Следующий момент, который сподвигнул меня на просмотр — эта моя привязанность к своеобразным актерским кинодуэлям. Несмотря на то, что герои Томми Ли Джонса и Сэмюела Л. Джексона в фильме находятся по одной стороне баррикад, следить за их дуэтом в художественной динамике составляет одно удовольствие. Действие картины, к слову, целиком и полностью завязано на игре этих великолепных исполнителей, а конкретно на их диалогах и отдельных монологах, очень ярких, эмоционально красочных.

Синопсис картины касательно краткого содержания фильма в силу своего пафосно-декламационного характера и пространности вызвал у меня недоумение. Поэтому рискну представить краткий обзор сюжета. Настоящий американский герой полковник морской пехоты Терри Чилдерс (Сэмюел Л. Джексон), защищавший цвета национального флага в огромном количестве войн и вооруженных конфликтов, оказывается под военным трибуналом по целому перечню обвинений, самое тяжкое из которых — убийство восьми десятков жителей Йемена во время военной операции по эвакуации посла США и его семьи из здания посольства, которое подверглось массовому обстрелу вооруженной толпы.

Несмотря на то, что Чилдерс, отдавая подчиненным морехам приказ на открытие огня по толпе, действовал в состоянии крайней необходимости, пытаясь защитить своих солдат от гибели, правительственные и военные чиновники с целью замять международный скандал пытаются сделать из героического полковника козла отпущения, не гнушаясь даже фальсификацией доказательств. Защищать Чилдерса в предстоящем судебном процессе, в исходе которого уверена вся страна, предстоит его другу и бывшему однополчанину Хэйсу Ходжесу (Томми Ли Джонс), ныне военному юристу. А право сделать решающие выводы о степени обоснованности и соразмерности применения силового воздействия со стороны американских морских пехотинцев будет предоставлено жюри присяжных и кинозрителю.

Режиссер Уильям Фридкин стреляет редко, но метко. До «Правил боя» не снимал для большого экрана пять лет, а в итоге у него вышло достаточно интересное по развитию сюжетной конценции и великолепное по актерскому исполнению драматическое произведение. Не слишком оригинальная идея, некоторая пафосность на фоне разыгрывания ряда сцен с патриотическим уклоном и слегка утрированная упрощенность в показе судебно-процессуальных эпизодов, впрочем, не портит общее положительное впечатление от просмотра.

Запомнился Гай Пирс, настоящий актер-трудяга, которого я безгранично уважаю за готовность сняться в любой интересной для него роли, даже если предлагаемый кинопроект изначально не претендует на звание потенциального блокбастера. В настоящем фильме актер создал запоминающийся образ эдакого подонка-лжепатриота, военного юриста стороны обвинения на суде, мыслящего четкими, безапелляционными шаблонами американской системы правосудия. Персонаж Пирса во многом схож с его Эдом Эксли в Секретах Лос-Анджелеса, только в «Правилах боя» герой Гая Пирса вызывает одну сплошную антипатию, с непреодолимым желанием съездить самому как следует кулаком по его бюрократического вида физиономии.

Уильям Фридкин, как всегда, снимает без оглядки на выверенность кассового успеха своих работ, политкорректность и прочие условности, и это хорошо, зрелищность и социальная острота его кинопроизведений от этого только выигрывает.

8 из 10
Оценка 1
Заголовок Бои без правил
Текст реценизии Политический детектив или военная драма, называйте как хотите, но этот фильм относится к совершенно особому жанру фильмов о жестокости и нелепости реальности и власти.

Отряду полковника Чилдерса (С. Л. Джексон) поручена эвакуация атакованного гражданским население американского посольства в Йемене. Прибывая на место, полковник устраивает кровавую бойню. Теперь представ перед военным трибуналом, ему предстоит ответить на множество вопросов, демократия оборачивается против своего же защитника. Единственным, кто может помочь, становится его старый друг полковник Ходжес (Т. Л. Джонс). Согласившись защищать своего друга перед трибуналом, он приложит все усилия, чтобы собрать улики и доводы в защиту друга.

Это фильм не из тех, где много стрельбы, где каждый носящий форму военного США — супер герой. Если вы думаете, что война заканчивается с последним выстрелом, то этот фильм докажет вам обратное.

9 из 10

Р.S. Рекомендуется к просмотру всем антиглобалистам.
Оценка 1
Заголовок Виноват ли он в том, что защищал свой долг?
Текст реценизии Крепкий, американский военный детектив.

Два друга по вьетнамской война вновь сталкиваются, когда одному из них предъявляют обвинения в превышении полномочий, вследствие чего гибнет большое количество мирных демонстрантов в Йемене. Тут-то он и обращается к другу, который уже ушёл на пенсию, чтобы тот защитил его от смертной казни. В самом начале имеется сцена, где нам, как зрителям, предоставляется моменты, что наш герой вовсе не виновен в сложившейся ситуации, а лишь исполнял свой долг.

Роль адвоката исполняет Томми Ли Джонс. В некоторых чертах характера он напоминает того целеустремлённого, мудрого и напористого федерального маршала из «Беглеца» и «Служителей закона». Все эти определения весьма подходят и к его персонажу из «Правил боя», но здесь он всё-таки добавил больше умудрённости опытом, некоторую усталость и крепкое словцо, что подходит к образу военного пенсионера. Хорошая игра в очередной раз от Томми Ли Джонса.

Сэмюел Л. Джексон как раз тот служака, которому грозит смертная казнь. Этому чернокожему актёру по плечу все роли, снимается он часто и также часто фильмы с его участием выходят довольно неплохими. Не стал исключением и фильм «Правила боя». Сэмюел Л. Джексон выглядел отлично и с автоматом в руках и уничтоженным ожиданием, когда его судили и защищали.

Грамотно расставил акценты в своей роли обвинителя и Гай Пирс, но не более того, всё-таки же роль второго плана.

Особо многого про фильм не скажешь. В общем, главные слова сказаны ещё в самом первом предложении. Очень добротный военный детектив. Как по мне, так он на одной ступени с «Генеральской дочерью» и с «Особо тяжкими преступлениями», но во многом проигрывает у «Базы „«Клейтон“» (в этом фильме, кстати, тоже сыграл Сэмюел Л. Джексон).

Возможно, единственное упущение в этой картине — это то, что всё заранее известно, отчего многое теряет в фильме жанр детектива, превращаясь скорее в драматическое расследование с постепенным раскрытием всей подлости политической машины, нашедшей просто козла отпущения.

Неплохо, смотрится с интересом и игра актёров на высоком уровне. Ценители жанра оценят по достоинству, а лично для меня эта картина стала лишним доказательством таланта Томми Ли Джонса и Сэмюела Л. Джексона.

7 из 10
Оценка 2
Заголовок Терри, ты говорил, что там варвары, верблюжатники, восточный скот!
Текст реценизии Фабула данной военной драмы полностью идентична моральному конфликту, поднятому в одном из лучших судебных триллеров — «Несколько хороших парней» Роба Райнера. Там выдающийся военный офицер, полковник Джессоп отдал приказ «не отпускать» из армии молодого паренька со слабым здоровьем, который отчаянно не справлялся со службой и просил об увольнении и переводе. Джессоп считал, что армия — не детский сад, куда можно прийти, а потом уйти, и если ты пошел служить своей стране, долг страны — сделать из тебя хорошего солдата. Мальчишка умер — никто не желал ему смерти, но никто и не спас ему жизнь, хотя это было легко — одна подпись на бланке. Чтобы исключить возможность разных толкований, пролог фильма однозначно показал нам факты — парень был слабым, его здоровье и жизнь в армии подвергались опасности. Мораль, позиция картины? Поступок Джессопа был недопустим, и никакие абсолютные понятия не могли оправдать его.

К чему все эти неуместные, на первый взгляд, подробности-детали? «Правила боя» также с самого начала демонстрируют нам факты. Группа солдат под командованием блестящего солдата и патриота полковника Терри Чайлдерса прислана в Йемен. Ему приказано охранять, а если понадобится — эвакуировать посольство, подвергаемое атакам демонстрантов. Некоторые из них — вооруженные фанатики, большинство — женщины, дети, старики. Снайперов на крышах обезвредить невозможно, полковник теряет двоих людей и приказывает открыть огонь по толпе.

- Открывайте огонь на поражение! Мочите этих гадов! — кричит он.
- Не могу, в зоне поражения слишком много женщин и детей!
- Значит, ты отказываешься выполнять мой приказ?!
- Вы приказываете стрелять в толпу?!
- Да, черт возьми, мочите этих гадов!

83 трупа безоружных женщин, детей, стариков, коло 100 тяжело раненых. Завязка фильма полностью открывает нам четкую картину происходящего — наша задача определиться с собственной моральной позицией относительно действий полковника. Занимающий 50% эфирного времени военный трибунал над ним кому-то помогает принять это решение, кому-то этот трибунал не нужен — он уже все решил.

Я определилась на двадцатой минуте картины, и все, что делала после — это с нескрываемым раздражением и отвращением наблюдала за тем, как американцы (герой Томми Ли Джонса и создатели картины в целом) пытаются всячески оправдать того, кто, как мы видели, открыл огонь по йеменской толпе. В фильме много говорится о том, какой блестящий солдат и патриот полковник Чайлдерс — морской крест, 2 серебряные звезды за доблесть, ни семьи, ни детей, полная самоотдача армии и США; о том, что толпа не была безоружной, и среди женщин с детьми действительно были бойцы-экстремисты, подбивавшие жителей Йемена убивать гражданских и военных американцев, т. к. это долг каждого мусульманина; в фильме много говорится о вынужденном отстреле, а для пущей убедительности показывается группа трусливых политиков, отдающих доблестного солдата на заклание — но факты остаются фактами, а дети с ампутированными конечностями — инвалидами. И если в фильме Роба Райнера, несмотря на понимание позиции Джессопа (величие Америки требует жертв), она все же была осуждена, что мы видим здесь?!

A hero should never have to stand alone! Раз 10 показанный американский флаг, праведный гнев истого патриота и извращенная философия американского правительство о том, что любое беззаконие, творимое ими, стократ оправдано, так как Бог любит Америку. Чем это отличается от лозунга ку-клукс-клана «Бог — белый» или платформы фашизма? Плевать, что там были женщины и дети, Америка должна себя защищать! Ключевые слова «себя», т. е. на своей земле, и «защищать». Но здесь был Йемен, а не США, а США исключительно нападает, а не защищается. Семья посла была вне опасности, задание выполнено, но за жизни 2 американских солдат должны заплатить толпы, ведь 1 убитый американец — стоит сотни варваров, верблюжатников, восточный скота, людей второго сорта, и плевать, что там дети! Чем это не экстремизм?! Оттого еще более вопиющий, что прикрывается нравственностью и добродетелью! Кроме того, толпа была менее опасна, чем снайперы, и расчет полковника понятен — расстрелять толпу, чтобы заставить снайперов прекратить огонь. И те прекратили, ведь там были их, арабские женщины и дети!

Морально неокрепших зрителей, далеких от политики, громкие слова и фирменная голливудская пафосность способны обмануть, — как обманули весь мир во время вторжения американцев в Ирак, как обманули 11 сентября, как обманывали сотни раз до этого, ведь Пентагон — самый лучший Голливуд, но, слава Богу, есть также те, кто не глотает ложку дерьма, как бы она хорошо ни пахла, и таких немало. В том числе американский писатель Нельсон ДеМилль и его книги «Игра льва» и «Ночная катастрофа», в которых он одновременно с болью и ненавистью изобличает свою страну, развенчивает заговоры и срывает маски.

«Правила боя» — беззастенчивая политическая агитация среди гражданского населения всего мира с целью вербовки сторонников и сочувствующих, которая лично мне глубоко отвратительна. А фильм, кстати говоря, — не чета блестящим военным триллерам 90-х, которые не просто были морально адекватны и дружны со справедливостью, но и сняты на порядок динамичнее, ярче и эмоциональнее. Мы привыкли симпатизировать Томми Ли Джонсу и Сэмюэлю Л. Джексону, ведь они такие приятные, а Гай Пирс — такой гаденький, но разве «наводящие вопросы», подсказки и подталкивания способны сбить с толку человека, мыслящего глубже?

Я тут прочитала о герое Гая Пирса: «В настоящем фильме актер создал запоминающийся образ эдакого подонка-лжепатриота, военного прокурора, мыслящего четкими, безапелляционными шаблонами американской системы правосудия. Персонаж Пирса во многом схож с его Эдом Эксли в «Секретах Лос-Анджелеса», только здесь он вызывает одну сплошную антипатию, с непреодолимым желанием съездить кулаком по его бюрократического вида физиономии». На мой взгляд он был единственным персонажем, вызывающим уважение, поскольку боролся за то, что считал справедливым. А что делал герой Томми Ли Джонса? Запихав собственное мнение в задний карман, возвращал долг старому другу, однажды спасшему его шкуру.

«Уильям Фридкин, как всегда, снимает без оглядки на политкорректность и прочие условности»?? Я вас умоляю!